Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (542) | 20 апреля 2015г.
 

Рекламное строительство

К экс-директору ЦРР возникли вопросы

Татьяна Федорова

В начале апреля Госфинконтроль опубликовал сведения о возбуждении уголовного дела по выявленному службой в 2014 г. факту начисления ежемесячной премии директору ГБУ СО «Центр размещения рекламы» (ЦРР) за счет средств облбюджета без разрешения министра имущественных отношений Самарской обл. Вполне возможно, что ведомство заинтересуется и другой деятельностью центра. В 2010 г. ЦРР заключило договор об инвестиционных условиях строительства административного здания для правительства Самарской обл. с ООО «Славичстрой», входящим в ГК «Уран», созданную Владимиром КУПЦОВЫМ (на левом фото). Стоимость проекта оценивалась в 1,9 млрд р.

В начале апреля Госфинконтроль по Самарской обл. опубликовал итоги работы ведомства за 2014 г. В пояснительной записке размещена информация следующего содержания: «Возбуждено уголовное дело по выявленному службой в 2014 г. факту начисления ежемесячной премии директору ГБУ СО «Центр размещения рекламы» за счет средств областного бюджета без разрешения министра имущественных отношений Самарской обл. по части 3 статьи 160 УК РФ».

На данный момент ЦРР с приставкой и.о. руководит Станислав Фирман. До его назначения учреждение непродолжительное время возглавлял Игорь Андреев, который на данный момент является заместителем министра имущественных отношений. До Игоря Андреева ЦРР руководил Дмитрий Гуревич. Кто именно стал фигурантом уголовного дела, в сообщении Госфинконтроля на раскрывается.

Согласно Росстату ЦРР официально раскрывало отчет только в 2009 г. При этом были показаны нулевые показатели. Изначально в 2009 г. ЦРР было организовано как государственное автономное учреждение. Как следует из постановления правительства области, в задачи ведомства входило заключение договоров с участниками отрасли на право размещения рекламы по итогам тендеров, которые проведет региональное управление торгов. Кроме того, планировалось, что ЦРР займется обслуживанием и контролем технического состояния рекламных конструкций. Учредителем стало министерство имущественных отношений, которое на тот момент возглавлял Николай Мальцев. ЦРР в январе 2012 г. перерегистрировано как ГБУ. Вместо того чтобы заниматься рекламной деятельностью, ЦРР выступило в качестве посредника между правительством Самарской обл. и ООО «Славичстрой» при строительстве административного здания.

Павел Донской не мог не догадываться о происходящем в ЦРР
Павел Донской не мог не догадываться о происходящем в ЦРР

Напомним, в 2010 г. входящее в ГК «Уран» Славичстрой заключило с ЦРР договор об инвестиционных условиях строительства административного здания, куда планировался переезд областного правительства. В конце октября 2013 г. в Арбитражный суд Самарской обл. поступило два заявления от ЦРР. В исках, направленных к Сбербанку и ООО «Славичстрой», ЦРР потребовало признания договоров залога имущественных прав № 172 и 173 от 24 февраля 2011 г. незаключенными. Оба договора были подписаны в обеспечение исполнения обязательств Славичстроя по возврату кредита, выданного банком на основании соглашения об открытии невозобновляемой кредитной линии № 57 от 24 февраля 2011 г. По договору заемщик и он же залогодатель Славичстрой заложил свои имущественные права на площади строящегося объекта в объеме 32,761 тыс. кв. м в границах ул. Дерябинской и Самойловской в Самаре. Согласно договору, Славичстрой обязался построить для правительства Самарской обл. здание в соответствии со СНиП и иной нормативной документацией на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, ввести объект в эксплуатацию и передать ЦРР. ЦРР в свою очередь обязалось осуществлять финансирование строительства здания и оформить право собственности Самарской обл. на объект.

Предварительный размер инвестиций был определен сторонами договора в размере 1,904 млрд р. согласно графику строительной готовности. Это примерно по 58,1 тыс. р. за 1 кв. м. Финансирование должно было идти в виде бюджетных ассигнований путем предоставления субсидий ЦРР как государственному бюджетному учреждению (ГБУ) на строительство. Право требования передачи здания в собственность Самарской обл. возникало у ЦРР с момента начала строительства. 22 апреля 2014 г. судом первой инстанции были вынесены решения, что договоры залога имущественных прав не заключены. Т.е. Сбербанк и подконтрольное ему ООО «СБК Уран» в деле банкротства Славичстроя остались без предмета залога.

Это решение подтверждено в Верховном суде РФ. Сложно предположить, что ситуация с оформлением кредита Славичстроем проходила в тайне от Николая Мальцева. Вряд ли о залоге имущества не было осведомлено и руководство ЦРР.

Изначально ЦРР возглавлял Олег Лопатин, он пришел в Самару вместе с Владимиром Артяковым и Павлом Донским. Это, похоже, их корпоративный человек. Достаточно сказать, что Лопатин уже свыше 6 лет работает директором московского ООО «УК «АВК-Групп», зарегистрированного в столице по адресу: пер. Гороховский, д. 3, стр. 3. АВК-Групп является стопроцентной «дочкой» ликвидированного в 2008 г. в рамках «раскольцовки» акционерного капитала ОАО «АВТОВАЗ» легендарного ЗАО «ЦО АФК». Ну а по одному адресу с АВК-Групп находилось не менее одиозное ОАО «АВВА», тоже прекратившее существование после «раскольцовки» АВТОВАЗа. После Лопатина ЦРР руководил Владислав Никольский, уже после этого центр возглавил Дмитрий Гуревич.

На данный момент готовность объекта составляет порядка 70%, но на его завершение необходимо порядка 900,155 млн р, которые в условиях кризиса правительство не готово потратить. Приостановка финансирования объекта закреплена постановлением №40 от 5 февраля 2015 г., подписанным вице-губернатором Александром Нефедовым.

В документе сообщается, что в 2018 г. на завершение строительства предполагается выделить 900,155 млн р., из которых 596,484 млн р. должны покрыть расходы на проектные и строительно-монтажные работы, а еще 303,671 млн р. — расходы на обслуживание по кредитованию и оплату банковской гарантии. При этом в документе написано, что к 2018 г. объем финансирования объекта будет в очередной раз скорректирован по результатам инвентаризации. Общая сумма затрат на строительство объекта остается без изменений и составляет порядка 1,5 млрд р. Финансирование административного здания в период с 2015 г. по 2017 г. не предусмотрено в связи с сокращением расходов облбюджета.

Вполне вероятно, что возбуждение уголовного дела по факту незаконного начисления премий — лишь начало для детальной проверки. Не исключено, что правоохранительные органы заинтересуются ситуацией вокруг долгостроя.