Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (539) | 30 марта 2015г.
 

Назло рекордам

Уголовное дело, фигурантом которого рискует стать Комаров, пошло на седьмой месяц

Георгий Кизельгур

На прошлой неделе стало известно, что ГСУ ГУ МВД России по Самарской обл. готовится поставить своеобразный рекорд. 16 марта срок предварительного следствия по уголовному делу № 201417551 о хищении десятков миллионов рублей из ООО «Содружество «Мой дом» (СМД), одним из фигурантов которого может стать депутат Думы г. о. Самара Олег КОМАРОВ (на фото), был продлен до семи месяцев. Теперь на повестке у следователей — проведение судебной бухгалтерской экспертизы документов, изъятых у СМД и компаний, на расчетные счета которых воровались средства со счета СМД. Не исключено, что те, кому должно быть предъявлено обвинение, продолжают предпринимать отчаянные попытки замять дело.

Напомним, что 12 февраля т. г. тогда еще руководитель ГСУ ГУ МВД России по Самарской обл. Валерий Пиявин продлил срок предварительного следствия по делу № 201417551 до шести месяцев — до 17 марта 2015 г. Очередное продление срока Пиявин обусловил тем, что необходимо допросить свыше 350 свидетелей, изъять большое количество финансово-хозяйственной документации организаций, фигурирующих в уголовном деле, а также провести судебную бухгалтерскую экспертизу. В конце февраля Пиявин, не дожидаясь приезда и официального представления нового начальника ГУ МВД Сергея Солодовникова, поспешил покинуть свой пост, подав рапорт об увольнении со службы из органов внутренних дел (см. «Хронограф» № 9 (537) от 16.03.15).

Солодовников же в ходе своей первой пресс-конференции, состоявшейся 10 марта, когда его внимание было обращено на странно затянувшееся расследование дела о хищениях из СМД, сказал следующее: «Конечно, есть разные дела, можно и по году расследовать, но нужно расследовать их в установленные УПК сроки. И соответственно, все проверки тоже. Мы в этой части разберемся, я вам обещаю. Обязательно систематизируем работу в области выявления преступлений экономической направленности и особенно преступлений в сфере коррупции».

В качестве подтверждения твердого намерения Солодовникова искоренить экономические преступления, в т. ч. в сфере ЖКХ, на прошлой неделе состоялось назначение нового начальника УЭБ и ПК ГУ МВД.

Им стал выходец из Кировской обл. Алексей Гринь. По данным редакции, у Гриня внушительный опыт раскрытия преступлений, связанных как раз с хищениями средств, собранных за жилищно-коммунальные услуги. Первым замом Гриня стал Михаил Яркин, также пришедший из Кирова. Первым признаком того, что появление этой связки наконец выведет из ступора механизм привлечения к ответственности виновных в хищениях из управляющих компаний, стало возбуждение на прошлой неделе уголовного дела в отношении должностных лиц тольяттинской УК «Содружество». Дело возбуждено по статье «Мошенничество в крупном размере, совершенное с использованием служебного положения». Его фабула в том, что УК собирала с жильцов деньги за теплоснабжение, но ресурсоснабжающей организации их не переводила, скорее всего попросту распыляя деньги на счета третьих лиц, дружественных учредителям и руководству УК.

В общем-то, такой же процесс имел место и в случае с хищениями из самарского «Содружества» — СМД. Однако за считаные дни до вступления в должности Яркина и Гриня срок предварительного следствия по уголовному делу № 201417551 продлили до семи месяцев, т. е. до 17 апреля 2015 г. Примечательны комментарии полиции относительно того, как далеко удалось продвинуться в расследовании дела № 201417551 за шестой месяц. В частности, редакция ОАЕ «Хронограф» запрашивала у следствия, сколько свидетелей из более чем 350 чел. уже было допрошено, какие вопросы им задавали и что чаще всего свидетели отвечали. Об этом в ответе умалчивалось. Впрочем, многое и так известно. По данным редакции, допрашивали жителей многоквартирных домов, находившихся в управлении СМД в момент совершения хищений, спрашивали, проводились ли на домах ремонты. Разумеется, самым популярным ответом было «нет».

Отсюда получает подтверждение версия, что все представленные в дело близкими Комарову людьми документы, обосновывающие вывод денег, не более чем фикция с целью ввести следствие в заблуждение.

В принципе, на этом расследование дела можно было бы заканчивать и приступать к подготовке обвинительного заключения в отношении лиц из числа бывших руководителей и учредителей СМД, а также иных фигурирующих в уголовном деле организаций, на счета которых воровались деньги. Однако следствие вдруг озадачилось вопросом изъятия у фигурантов дела большого количества финансово-хозяйственной документации для проведения судебной бухгалтерской экспертизы. Не исключено, что с этим возникли трудности, т. к. некоторые из контрагентов СМД в попытке замести следы хищений уже могли прекратить свое существование вместе со всеми документами (см. «Хронограф» № 35 (522) от 5.11.14). Действующие же контрагенты могли заявить о том, что интересующих следствие документов у них нет. Какие же вопросы в таком случае ставить перед судебными экспертами?

Кстати, в качестве основания продления срока предварительного следствия до 17 апреля указано как раз проведение экспертизы. Т. е. похоже, что всех свидетелей допросили и документацию, которую удалось найти, все-таки изъяли. Теперь загадка в том, сколько будет идти экспертиза и какого заключения ожидают следователи. Кажется, что к маю расследование дела не завершится. К тому же, как выяснилось, понадобилось исследовать «иные обстоятельства деятельности руководителей коммерческой фирмы, выявленные в ходе предварительного расследования». Все это напоминает затягивание, процессуальную волокиту. Объясняется это, по всей видимости, тем, что Комаров и прочие лица, к которым возник интерес у следователей, продолжают пытаться задействовать оставшийся у них административный ресурс, чтобы дело не было доведено до логического конца.