Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (539) | 30 марта 2015г.
 

Рванут все, пройдут — единицы

Принят закон о выборах во внутригородские муниципальные образования Самары

Егор Кошеров

24 марта Самарская губернская дума (СГД) приняла три законопроекта, регламентирующих новую систему местного самоуправления (МСУ) в Самаре и Самарской обл. Пакет законов определил регламент избрания главы Самары, глав муниципальных районов, городских округов и поселений. Прямых выборов на данные должности нигде не будет. Этот вопрос отдан на откуп конкурсным комиссиям и депутатам представительных органов соответствующих муниципальных образований. Причем сами депутаты муниципальных образований будут избираться по смешанной системе — половина по одномандатным округам, половина — по партийным спискам. При такой схеме на низовом уровне МСУ ожидается появление представителей малых партий. Что касается одномандатников, то большинство из них, по прогнозам, составят представители бизнеса.

Новые правила игры

Первым депутаты СГД рассмотрели законопроект «Об осуществлении местного самоуправления на территории г.о. Самара». Этот законопроект после его обсуждения был утвержден почти в таком же виде, в каком он был представлен на рассмотрение депутатам (см. «Хронограф» № 10 (538) от 23.03.15). Были приняты поправки только в части увеличения представительства в Думе г.о. Самара (ДГОС) на одну единицу депутатов от райсоветов Железнодорожного и Советского р-нов. Предложение поступило от депутата СГД Олега Борисова (на фото). Указанные районы считаются его вотчиной. Теперь можно ожидать, что составы райсоветов Железнодорожного и Советского р-нов будут сформированы под интересы Борисова.

Срок полномочий райсоветов — 5 лет. Каждый райсовет из своего состава изберет главу внутригородского района, который параллельно станет исполнять полномочия председателя районного представительного органа. Помимо этого каждый райсовет делегирует своих представителей в состав ДГОС. Общее число депутатов в ДГОС определено в количестве 41 человека. Через два с половиной года с момента избрания состав ДГОС будет в обязательном порядке переформатирован. Старых представителей райсоветов заменят новые делегаты.

Вторым был принят закон Самарской обл. «О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской обл.». Теперь глава городского округа, муниципального района, поселения избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и возглавляет местную администрацию. При этом главы поселений, являющихся административным центром муниципального района, где полномочия местной администрации возложены на администрацию муниципального района, избираются представительным органом поселения из своего состава. Действие закона не распространяется на городские округа с внутригородским делением.

Можно сделать вывод о том, что без участия конкурсных комиссий собственных глав будут избирать райсоветы Самары и представительные органы некоторых административных центров муниципальных районов, где полномочия местной администрации были переданы администрации муниципального района. Таким, к примеру, является с. Кинель-Черкассы (административный центр Кинель-Черкасского р-на).

Третьим законом депутаты СГД внесли изменения в региональный закон «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования». Согласно принятым изменениям проведение выборов в представительные органы первого созыва в данных муниципальных образованиях предлагается по системе, когда половина депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, а другая половина — по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования. В применении к Самаре — всю территорию внутригородского района.

ЛДПР протестует, «Яблоко» воодушевилось

Любопытно, что депутаты от фракции ЛДПР подвергли жесткой критике отдельные положения законопроектов, настаивая на принятии предложенных ими поправок. Руководитель фракции ЛДПР Юрий Венедиктов в самом начале прений заявил о решении голосовать против всех предложенных законопроектов. Данную позицию он обосновал тем, что одобрения со стороны комитета по местному самоуправлению СГД не получила ни одна из предложенных ЛДПР поправок, в связи с чем шансы их принятия на пленарном заседании невелики. Без внесения поправок голосовать за предложенные законопроекты фракция ЛДПР отказалась. Ключевой поправкой, которую предлагала ЛДПР, было формирование партийных списков общими по каждому внутригородскому району без разделения их на отдельные микросписки.

Трудно вспомнить, когда фракция ЛДПР в СГД в последний раз демонстрировала свой негативный настрой. Очевидно, на обострение фракция пошла не случайно. Это можно рассматривать как заявку на роль основной силы, которая составит оппозицию «Единой России» на предстоящих выборах. Судя по всему, Оксана Круглова, недавно назначенная координатором регионального отделения ЛДПР, уже активно приступила к выполнению задач, поставленных перед ней ее кураторами (см. «Хронограф» № 8 (536) от 10.03.15).

Важнейшей частью принятого пакета законов следует считать закон о проведении выборов в представительные органы муниципальных образований по смешанной системе. По этой схеме, в частности, пройдут выборы в девять советов внутригородских районов Самары. Это уникальный случай, поскольку впервые в Самаре на муниципальном уровне будут задействованы партийные списки.

Очевидно, что свои списки кандидатов по единым избирательным округам внутри районов предложат четыре политические партии, представленные в Госдуме и СГД — «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР. Им не потребуется утруждать себя сбором подписей избирателей для регистрации партсписков и выдвижения кандидатов по одномандатным округам. Также освобождается от этой заботы Самарское региональное отделение РДП «Яблоко», возглавляемое Игорем Ермоленко. Все благодаря тому, что список «Яблока» на последних выборах в Госдуму получил поддержку свыше 3% избирателей.

Учитывая, что у Ермоленко и Кругловой могут быть одни и те же кураторы, на выборах в райсоветы ожидается коалиция кандидатов от их партий.

От малых до больших

Остальным же партиям придется собирать подписи. На данный момент в Минюсте РФ зарегистрировано 77 политических партий. В принципе, для каждой из них задача попадания в райсоветы Самары не выглядит трудновыполнимой. Согласно региональному законодательству, для регистрации списка кандидатов в едином избирательном округе требуется собрать 0,5% подписей от числа зарегистрированных там избирателей. Если говорить, к примеру, о Самарском р-не, то там, по данным облизбиркома, числится почти 23 тыс. избирателей. Это означает, что для выдвижения там партийного списка необходимо собрать чуть более 100 подписей. В Кировском р-не, где проживает 188 тыс. избирателей, потребуется собрать около 950 подписей.

Еще проще задача у кандидатов, которые пойдут на выборы от малых партий либо в качестве самовыдвиженцев по одномандатным округам. Им также необходимо собрать 0,5% подписей по своему округу. Так, в Самарском р-не, где один депутат-одномандатник в среднем будет представлять 1770 человек из своего округа, кандидату для регистрации понадобится собрать всего 10 подписей. Это минимальное требование закона к количеству подписей, требующихся для регистрации. Для выдвижения в Кировском р-не, где в одномандатном избирательном округе в среднем будет по 10 тыс. избирателей, достаточно собрать 50 подписей.

В таких условиях на регистрацию в качестве кандидатов в райдепы ожидается подача массового числа заявок от желающих идти именно по одномандатным округам. Дополнят заявки одномандатников заявки от солидного числа малых партий. Однако такой напор, скорее всего, будет сдерживаться двумя факторами. Во-первых, во весь опор заработают ТИКи, где станут браковать заявки при малейшей, пусть даже надуманной зацепке. Во-вторых, ограничителем должно стать отсутствие финансовой мотивации. В ходе заседания СГД на вопрос о средствах на содержание почти 300 районных депутатов председатель ДГОС Александр Фетисов ответил, что с принятием законопроекта управленческие расходы из бюджета г.о. Самара не увеличатся. Т.е. тем из общественников, гражданских активистов и работников социальной сферы, которые смогут добраться до кресла районного депутата, предстоит смириться с тем, что их труд оплачиваться не будет.

Впрочем, существует основание полагать, что общественников в борьбе за райсоветы еще на этапе регистрации отодвинут представители бизнеса. У них есть ресурсы для избирательной кампании, а кроме того, они не нуждаются в скромном окладе райдепа. Попадание в райсовет открывает перед предпринимателями более широкие возможности в плане увеличения своего благосостояния. Ведь под опеку райдепов отдадут бюджеты внутригородских районов. Депутаты будут наделены существенными полномочиями по распоряжению этими бюджетами.