Автопром переживает худший год после финансового кризиса 2009 года. Снижение уровня продаж на авторынке России ударило по всем автозаводам страны. Автопроизводители вынуждены сокращать объемы производства, оптимизировать затраты, снижать численность персонала и «замораживать» зарплаты. Но именно в это трудное время работники предприятий по-настоящему начинают ценить то, что раньше воспринималось как само собой разумеющееся. Например, рабочие АВТОВАЗа, сравнивая предоставляемые льготы и гарантии на других предприятиях, уже по-новому оценивают свой социальный пакет. В чем же его особенность?
Социальный пакет на АВТОВАЗе формировался десятилетиями и уже не раз помогал коллективу пережить трудные времена. Состав и объем финансирования социальных программ, реализуемых на АВТОВАЗе, определяется ежегодно, исходя из разработанного и утвержденного бюджета. В целом бюджетное финансирование социальных льгот и гарантий, предоставляемых работникам АВТОВАЗа в 2014 г., по сравнению с прошлым годом увеличено на 22% (факт 2013- 1,632 млрд. р., план 2014- 1,992 млрд. р.). Коллективный договор АВТОВАЗа признается одним из лучших, как среди предприятий Самарской обл., так и в автомобилестроительном комплексе России. Начнем с того, что вазовцы получают «белую» зарплату, при этом они давным-давно забыли про ее задержки. Средняя зарплата на АВТОВАЗе за первое полугодие 2014 г. составила 26 410 р. Ее уровень сопоставим с большинством автосборочных предприятий нашей страны и выше средней зарплаты по области. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской обл., средняя зарплата в регионе в первом полугодии 2014 г. составила 26 101,2 р. Что касается средней зарплаты на автосборочных предприятиях в регионах, то, к примеру, в Нефтекамске на НефАЗе, где выпускаются автобусы, она составляет 22 303 р., на ИжАВТО — 24 740, на ГАЗе — 25 830, на Брянском автомобильном заводе — 26 202. | | Также на АВТОВАЗе уделяется постоянное внимание улучшению условий труда. Все работники обеспечиваются функциональной и качественной специальной одеждой и обувью. Под постоянным контролем — обеспечение питьевой водой и соблюдение необходимых санитарно-гигиенических норм на рабочих местах. Президент АВТОВАЗа Бу Андерссон уделяет этому вопросу особое внимание: «Наш приоритет -улучшить условия труда для всех рабочих». В частности, в этом году была дополнительно утверждена программа ремонта столовых и санитарно-бытовых помещений — в объеме 800 млн р. Она рассчитана на два года. Работники АВТОВАЗа имеют возможность получать качественное горячее питание в столовых на территории предприятия. При этом работники оплачивают только 34% от стоимости обеда путем удержаний через расчетку. А с 1 октября 2014 г. все работающие в ночную смену питаются бесплатно: по решению президента компании установлена дотация на питание в размере 100% на действующую стоимость талона в 100 р. Еще один безусловный плюс -хорошо организованная доставка вазовцев на работу и обратно. Перевозку заводчан с работы и на работу, согласно заключенным договорам, осуществляют муниципальные транспортные предприятия. Заказ автобусов стоит немалых денег (около 600 млн р. в год). Это — один из пунктов коллективного договора, и АВТОВАЗ его выполняет. Всем работникам автозавода предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в Федеральном медико-биологическом агентстве РФ (ФМБА России). | | А для расширения количества медицинских услуг и повышения их качества работникам дается право приобрести полис добровольного медицинского страхования (ДМС) при долевом участии предприятия. Кроме того, все работники завода застрахованы на сумму 100 тыс. р. от несчастного случая и получения травмы на производстве. Согласно условиям колдоговора, раз в два года каждый работник может приобрести на предприятии путевку на отдых и лечение по льготной цене за 10% на местные турбазы и за 30% в санатории на территории России. За 8 месяцев текущего года такой возможностью воспользовались 8 867 заводчан. В коллективном договоре АВТОВАЗа также содержатся пункты, расширяющие действующее законодательство РФ в части предоставления дополнительных прав, социальных льгот и гарантий работникам. Например, размер повышенной оплаты за работу в вечернее и ночное время. По коллективному договору АВТОВАЗа надбавка за работу в вечернее время составляет 20%, в ночное время — 40%. По трудовому кодексу РФ надбавка осуществляется только в ночное время в размере 20%. Есть в колдоговоре АВТОВАЗа пункты и обязательства, которых вообще нет в законодательстве. Это дополнительный оплачиваемый 10-недельный дородовый отпуск для женщин, дополнительная выплата работницам завода, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, и многое другое. В целом, объективно оценивая колдоговор, можно сделать вывод: пакет социальных льгот и гарантий, предоставляемый АВТОВАЗом своим работникам, достаточно объемный, что позволяет сохранять уровень социального партнерства на высоком уровне. На правах рекламы |