Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (520) | 20 октября 2014г.
 

Соцпакет АВТОВАЗа — страховка в трудные времена

Иван Михайлов

Автопром переживает худший год после финансового кризиса 2009 года. Снижение уровня продаж на авторынке России ударило по всем автозаводам страны. Автопроизводители вынуждены сокращать объемы производства, оптимизировать затраты, снижать численность персонала и «замораживать» зарплаты. Но именно в это трудное время работники предприятий по-настоящему начинают ценить то, что раньше воспринималось как само собой разумеющееся. Например, рабочие АВТОВАЗа, сравнивая предоставляемые льготы и гарантии на других предприятиях, уже по-новому оценивают свой социальный пакет. В чем же его особенность?

Социальный пакет на АВТОВАЗе формировался десятилетиями и уже не раз помогал коллективу пережить трудные времена. Состав и объем финансирования социальных программ, реализуемых на АВТОВАЗе, определяется ежегодно, исходя из разработанного и утвержденного бюджета. В целом бюджетное финансирование социальных льгот и гарантий, предоставляемых работникам АВТОВАЗа в 2014 г., по сравнению с прошлым годом увеличено на 22% (факт 2013- 1,632 млрд. р., план 2014- 1,992 млрд. р.).

Коллективный договор АВТОВАЗа признается одним из лучших, как среди предприятий Самарской обл., так и в автомобилестроительном комплексе России. Начнем с того, что вазовцы получают «белую» зарплату, при этом они давным-давно забыли про ее задержки. Средняя зарплата на АВТОВАЗе за первое полугодие 2014 г. составила 26 410 р. Ее уровень сопоставим с большинством автосборочных предприятий нашей страны и выше средней зарплаты по области. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской обл., средняя зарплата в регионе в первом полугодии 2014 г. составила 26 101,2 р. Что касается средней зарплаты на автосборочных предприятиях в регионах, то, к примеру, в Нефтекамске на НефАЗе, где выпускаются автобусы, она составляет 22 303 р., на ИжАВТО — 24 740, на ГАЗе — 25 830, на Брянском автомобильном заводе — 26 202.

Также на АВТОВАЗе уделяется постоянное внимание улучшению условий труда. Все работники обеспечиваются функциональной и качественной специальной одеждой и обувью. Под постоянным контролем — обеспечение питьевой водой и соблюдение необходимых санитарно-гигиенических норм на рабочих местах. Президент АВТОВАЗа Бу Андерссон уделяет этому вопросу особое внимание: «Наш приоритет -улучшить условия труда для всех рабочих». В частности, в этом году была дополнительно утверждена программа ремонта столовых и санитарно-бытовых помещений — в объеме 800 млн р. Она рассчитана на два года.

Работники АВТОВАЗа имеют возможность получать качественное горячее питание в столовых на территории предприятия. При этом работники оплачивают только 34% от стоимости обеда путем удержаний через расчетку. А с 1 октября 2014 г. все работающие в ночную смену питаются бесплатно: по решению президента компании установлена дотация на питание в размере 100% на действующую стоимость талона в 100 р.

Еще один безусловный плюс -хорошо организованная доставка вазовцев на работу и обратно. Перевозку заводчан с работы и на работу, согласно заключенным договорам, осуществляют муниципальные транспортные предприятия. Заказ автобусов стоит немалых денег (около 600 млн р. в год). Это — один из пунктов коллективного договора, и АВТОВАЗ его выполняет.

Всем работникам автозавода предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в Федеральном медико-биологическом агентстве РФ (ФМБА России).

А для расширения количества медицинских услуг и повышения их качества работникам дается право приобрести полис добровольного медицинского страхования (ДМС) при долевом участии предприятия. Кроме того, все работники завода застрахованы на сумму 100 тыс. р. от несчастного случая и получения травмы на производстве.

Согласно условиям колдоговора, раз в два года каждый работник может приобрести на предприятии путевку на отдых и лечение по льготной цене за 10% на местные турбазы и за 30% в санатории на территории России. За 8 месяцев текущего года такой возможностью воспользовались 8 867 заводчан.

В коллективном договоре АВТОВАЗа также содержатся пункты, расширяющие действующее законодательство РФ в части предоставления дополнительных прав, социальных льгот и гарантий работникам. Например, размер повышенной оплаты за работу в вечернее и ночное время. По коллективному договору АВТОВАЗа надбавка за работу в вечернее время составляет 20%, в ночное время — 40%. По трудовому кодексу РФ надбавка осуществляется только в ночное время в размере 20%.

Есть в колдоговоре АВТОВАЗа пункты и обязательства, которых вообще нет в законодательстве. Это дополнительный оплачиваемый 10-недельный дородовый отпуск для женщин, дополнительная выплата работницам завода, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, и многое другое.

В целом, объективно оценивая колдоговор, можно сделать вывод: пакет социальных льгот и гарантий, предоставляемый АВТОВАЗом своим работникам, достаточно объемный, что позволяет сохранять уровень социального партнерства на высоком уровне.

На правах рекламы