Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (519) | 13 октября 2014г.
 

Участь Развеева

В банкротстве «Приоритета» всплывут земельные дела его бенефициара

ИА «Центр-Инфо»

7 октября Центральный банк РФ потребовал признать банкротом ОАО Банк «Приоритет». Конкурсным управляющим до конца года должны утвердить ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). Ожидается, что АСВ в первую очередь сосредоточится на взыскании задолженности с заемщиков банка, близких ключевому акционеру «Приоритета» Виктору РАЗВЕЕВУ (на фото) и членам его семьи. Многие из таких кредитов были выданы без обеспечения. Однако за некоторые кредиты Развеев отдавал в залог земельные участки. Вплоть до момента отзыва у банка лицензии бывший футболист Развеев не оставлял надежды «выбить» из-под залога ликвидное имущество, видимо, с целью его продажи третьим лицам.

Пустили в огород

Напомним, лицензию у «Приоритета» отозвали 30 сентября в связи с потерей ликвидности. После принятия судом решения об открытии в отношении «Приоритета» конкурсного производства АСВ предстоит оценить темпы потери ликвидности прежде всего в течение сентября -месяца, предшествовавшего отзыву лицензии. Напомним, уже 12 августа в выписке ЕГРЮЛ появился новый председатель правления Денис Дербилов, что повлекло за собой отток клиентской базы. 3 сентября рычаги управления банком достались команде «легионеров», состоящей из Дениса Дербилова, Сергея Красильникова и Александра Таллина, под капитанством Виктора Развеева. Меньше чем за 4 недели эта «дрим-тим» довела «Приоритет» до краха. АСВ наверняка предпримет попытку подсчитать, сколько активов, в т. ч. денежных средств, и в чей адрес утекло с баланса банка в первом осеннем месяце. Цифра может оказаться весьма внушительной. А некоторые сделки, касающиеся отчуждения ликвидного и дорогостоящего имущества, АСВ вполне способно оспорить.

В частности, должна проясниться судьба 66 млн р., которые для повышения ликвидности «Приоритета» в августе т. г. были привлечены на баланс банка по инициативе «низложенного» Развеевым председателя правления Дениса Машкова и одного из акционеров Георгия Макарова. Деньги поступили в обмен на уступку ОАО «Завод «Продмаш», контролируемого Макаровым, земельного участка площадью 3,37 га в Красноглинском р-не Самары в пос. Красный Пахарь. Сделка купли-продажи прошла по цене, превышающей рыночную стоимость участка, оцененную независимым оценщиком в 60 млн р. (впоследствии обоснованность данной оценки подтвердил арбитражный суд). Машков и Макаров надеялись, что наращивание денежной массы и умение правильно ею распорядиться избавят «Приоритет» от неприятностей, прогнозируемых в связи с обострившейся активностью Развеева. Однако угрозу отвести не удалось. С сентября к активам «Приоритета» получили доступ те, кто вряд ли имел целью сохранить приобретения старой команды.

Деньги плюс залоги

В этой связи показательна история появления на балансе «Приоритета» того самого земельного участка, за счет которого банк впоследствии пополнил денежную массу. Участок, имеющий кадастровый номер 63:01:0336002:2599, принадлежал на праве собственности то ли Развееву, то ли кому-то из близких ему лиц. Когда у Развеева возникла необходимость взять в «Приоритете» очередной кредит якобы на развитие бизнеса, он традиционно предложил оформить сделку не на себя. В качестве получателя кредитных средств был выбран Александр Назаров, числившийся заместителем руководителя ООО ЧОО «Региональная служба безопасности — Самара» Виктора Попкова. В участниках ЧОО была замечена супруга Развеева – Наталья Кутукова.

В качестве обеспечения кредита Развеев заложил тот самый участок. Привлекательность земли заключалась в том, что ее разрешалось использовать под будущее городское строительство (участок расположен в непосредственной близости от жилого микрорайона «Крутые ключи»). В случае невозврата кредита Назаровым имелась возможность обратить взыскание на предмет залога.

Когда оплата процентов за пользование кредитом прекратилась, «Приоритет» некоторое время пытался внушить Развееву, что платить все-таки надо. Эффекта на заемщика эти увещевания не произвели. В результате во время проверки «Приоритета» Центробанком в начале 2014 г. участок в Красном Пахаре был поставлен на баланс кредитного учреждения, чтобы избежать выноса кредита на просрочку. Развееву это не понравилось. Видимо, он рассчитывал на другой вариант. Сообщается, что с подачи Развеева якобы прорабатывалась схема снятия с участка обременения путем направления в Росреестр письма от имени уполномоченных должностных лиц банка с не соответствующими действительности сведениями о том, что кредит полностью погашен. Т.е., судя по всему, имелся замысел по выведению земли из залога. Однако на такой шаг никто из подчиненных Машкову менеджеров не согласился бы в принципе. Недовольство Развеева, подогреваемое желанием во что бы то ни стало вернуть землю, нарастало. Особенно если учитывать, что снять обременение никак не удавалось и с прочего залогового имущества, служившего обеспечением по другим необслуживаемым кредитам.

В качестве одной из версий начавшейся летом т. г. атаки Развеева на руководящие органы «Приоритета» наблюдатели указывают намерение ключевого акционера любым способом освободить принадлежащие близким ему лицам предметы залога от обязательств по невозвратным кредитам и впоследствии продать их быстро и с большим дисконтом. В частности, вышеописанный участок в 3,37 га Развеев в случае успеха «предприятия» якобы планировал реализовать за 35 млн р. наличными, чтобы затем финансово поощрить тех, кто помог ему захватить управление «Приоритетом». В итоге, взяв власть, Развеев и его «легионеры» вожделенного участка не обнаружили, зато, судя по всему, увидели на балансе банка деньги, вырученные от продажи земли «Продмашу», причем в почти 2 раза большем размере, чем Развеев планировал получить от продажи участка сам. Спрашивается, что Развеев сделал бы с этими деньгами, учитывая его уверенность, что он имеет права на участок, — оставил их на балансе банка либо вывел бы себе в карман в течение сентября с дальнейшей раздачей бонусов подельникам? Не получилось ли так, что и кредит был не возвращен, и деньги, вырученные банком за предмет залога, утекли к близким заемщику людям? Ответы на эти вопросы должно дать АСВ в ходе конкурсного управления.

По шведской схеме

В принципе, в способностях Развеева к получению двойной выгоды сомневаться не приходится. Многие наблюдатели склонны к оценке, что из-за чрезмерной любви к подобной выгоде Развееву некоторое время назад пришлось покинуть должность руководителя Поволжского филиала ООО «Сбербанк Капитал» (ПФ СбК), работавшего с неуплаченными местными заемщиками Сбербанка долгами и залоговым имуществом. В узких банковских кругах обсуждается, что должность была якобы куплена Развеевым за скромную сумму 2 млн евро.

Заинтересованность Развеева, возглавившего филиал в 2008 г., подогревалась спецификой деятельности ПФ СбК, открывавшей для банкира широкие горизонты. Деятельность Развеева у руля ПФ СбК протекала очень закрыто. Например, в центральном офисе СбК спустя три года после прихода Развеева — в 2011 г. — не смогли сообщить адрес фактического местонахождения самарского филиала и его контактные телефоны. Затруднились в СбК и с указанием количества штатных сотрудников филиала, а также функций, которые они выполняют. Выяснилось, что связаться с филиалом можно только по номеру мобильного телефона, оставленному Развеевым. Такое ощущение, что Развеев работал в ПФ СбК чуть ли не инкогнито. На вопрос, не означает ли это, что филиал СбК в Самаре представлен всего одним человеком, в службе безопасности СбК тогда пояснили: «К сожалению, не знаем. Не были в Самаре. Не знакомы с этими людьми» (см. «Хронограф» № 21 (374) от 06.06.11).

Не менее любопытна и, судя по всему, не менее похожая на мошенничество история, как Развеев в середине 2000-х годов мог втереться в доверие к руководству ООО «ИКЕА МОС (Торговля и Недвижимость)». Когда шведская компания готовилась к строительству ги-пермаркета «Мега-Самара» на землях бывшего совхоза «Красный Пахарь» , на горизонте появился предприимчивый собственник этих земель Развеев. Часть земель (по-видимому, не задешево) была перепродана им группе IKEA. Подряды на реконструкцию дорожной развязки, строительство системы энергоснабжения очистных сооружений, согласования вопросов, возникающих в процессе строительства «Ме-ги», со сторонними организациями по странному стечению обстоятельств получила малоизвестная организация Развеева ООО «СВСК». 13 сентября 2006 г. ОАО «Ростелеком» согласовало с СВСК строительство торгового комплекса ИКЕА в месте, через которое проложена кабельная магистраль. 2 октября ООО «ИКЕА МОС» и СВСК заключили договор подряда, на основании которого подрядчик взял на себя обязательства организовать вынос кабеля. А уже 17 октября вынос всех кабелей связи со строительной площадки был оформлен актом о приемке выполненных работ.

Однако через некоторое время неожиданно, как из-под земли, вырос перекупщик кабеля, который обратился в арбитражный суд с требованием к ООО «ИКЕА МОС» о демонтаже здания уже построенного торгового комплекса как самовольного строения. Кабель был перекуплен у Ростелекома в конце октября 2006 г. якобы в целях его реконструкции и дальнейшей эксплуатации.

Понятно, что снос огромного комплекса вряд ли входил в планы перекупщика кабеля, тем более что кабеля под «Мегой» на момент старта судебного разбирательства уже (если верить подрядчику СВСК) не было. А вот получение неслабой компенсации за отказ от исковых требований виделось вполне реальным.

Надо полагать, что перекупщик пользовался инсайдерской информацией об уязвимых местах стройплощадки, доступ к которой имел весьма ограниченный круг лиц, в т. ч. бывший владелец участка, а также подрядчик в лице СВСК. Т.е. Развеев выгоды не упустил. Шведы были ошкурены по полной программе.