Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (519) | 13 октября 2014г.
 

Изменили подход

С 2011 года Тольятти поднялся в рейтинге муниципалитетов с 23-го на 2-е место

Егор Кошеров

6 октября на аппаратном совещании в мэрии г. о. Тольятти руководитель департамента экономического развития мэрии г.о. Тольятти Дмитрий БОГДАНОВ представил итоги оценки эффективности действий муниципальной власти в 2013 г. Если верить этим данным, то Тольятти за последние два года преодолел 21 пункт в рейтинге муниципальных образований Самарской обл. Напомним, в 2012 г., когда рейтинг строился на основе данных команды экс-мэра Анатолия ПУШКОВА, Тольятти занимал 23-е место из 37. Следует отметить, что с 2011 г. в регионе не нашлось муниципалитета, который бы смог продемонстрировать аналогичный эффектный рывок.

Они нас посчитали

В прошлом году в аналогичном рейтинге Тольятти занимал 8-ю позицию из 37 возможных. Продемонстрированная муниципалитетом эффективная работа позволит Тольятти в следующем году претендовать на дополнительные стимулирующие субсидии. Это с учетом объема социальных обязательств ОМС представляется отнюдь не лишним. Для лучшего понимания сути следует вспомнить реакцию мэра г. Тольятти Сергея Андреева (на фото) на оценку деятельности муниципалитета по итогам 2011 г. Градоначальник без обиняков заявил, что это результат деятельности предыдущей команды, но пообещал, что новая сделает все, чтобы вернуть утраченные позиции. И похоже, мэр свое слово сдержал.

Обсуждаемый рейтинг проводится на основании данных, предоставляемых самими муниципалитетами. Итоговая оценка и ранжирование производится администрацией Самарской обл. совместно с Высшей школой экономики. И эта работа осуществляется в регионе ежегодно, по заданию Правительства Самарской обл.

По итогам работы муниципалитета в 2013 г. регион занял позицию одного из наиболее эффективных в регионе. И это действительно неплохой результат, особенно если учитывать динамику процесса. Кроме того, лишь два муниципалитета Самарской обл. попали в зону эффективных — Тольятти и м.р. Кинельский. А среди десяти городских округов области Тольятти и вовсе занял первое место, отметил Богданов.

Методика оценки эффективности включает в себя 40 основных показателей работы муниципалитета за год. При этом ключевыми являются состояние экономического развития, жилищного строительства, ЖКХ, доходы бюджета и объемы капремонта учреждений социальной сферы. Также за последний отчетный год на место в рейтинге повлияли данные социологических опросов об удовлетворенности горожан работой чиновников.

Богданов отметил, что Тольятти смог подняться на вторую строчку рейтинга из-за большого количества субъектов малого и среднего предпринимательства, хорошего материально-технического состояния образовательных учреждений, большой доли налоговых и неналоговых доходов бюджета и хорошей работы по ремонту автодорог. Кроме того, согласно данным социсследования, у тольяттинцев на 11% повысился уровень удовлетворенности работой органов местного самоуправления.

За последние три года объем инвестиций на душу населения вырос в 2,4 раза, но власти города не намерены останавливаться на этом показателе. Кроме того, в мэрии считают необходимым работать над повышением качества улично-дорожной сети и принимать меры, содействующие повышению доступности жилья.

Не только по версии ВШЭ

Для полноты картины имеет смысл посмотреть и на другие рейтинги, издаваемые различными источниками и основанные на тольяттинских данных за 2013 г. Так, например, по ряду экспертных оценок, крупнейший моногород России — Тольятти в 2013 г. демонстрировал устойчивые положительные позиции по уровню жизни, доступности благ для населения и т.д. В этом можно было убедиться, ознакомившись с рейтингом РБК «70 лучших российских городов», вышедшим в ноябре 2013 г. В рейтинге доступности для горожан товаров и услуг Тольятти, по версии РБК, занимал 15-е место из 67. А в рейтинге «Самые дорогие города России по ценам на повседневные товары и услуги» — 56-е место из 70. В целом можно отметить, что за последний год стоимость жизни в Тольятти несколько подорожала, но Тольятти по-прежнему остается весьма привлекательным. Работать, безусловно, пока есть над чем, главное — не с нуля.

Другой рейтинг, подготовленный департаментом информационных технологий и связи Самарской обл., отражает данные по муниципальным образованиям Самарской обл. в контексте успешности внедрения инфраструктуры электронного правительства и электронного документооборота. Департаментом оценивались два параметра — предоставление муниципальных услуг в электронном виде и участие в системе межведомственного электронного взаимодействия. В группе городских округов с численностью жителей более 100 тыс. чел. лидирующие позиции в Самарской обл. занял именно Тольятти.

Помимо официальных рейтингов, за 2013-14 гг. Тольятти сумел заручиться еще несколькими высокими местами в отраслевых всероссийских конкурсах. Так, например, во всероссийском конкурсе «Самый чистый город России», проходившем в г. Новосибирске, г. о. Тольятти занял 1-е место в категории «Крупнейшие муниципальные образования (городские округа)». А в экологическом рейтинге городов Российской Федерации, проводившемся министерством природных ресурсов и экологии России в 2013 г., Тольятти занял 13-е место среди 85 российских городов, по категории «Управление воздействием на окружающую среду» — 2-е место среди российских городов.

Оценки, рейтинги и ранжирование только на первый взгляд представляются неким праздным развлечением для группы аналитиков.

Как правило, критерии оценки, включенные в упомянутые выше рейтинги, мало отличаются от общепризнанных методик, используемых, к примеру, Всемирным банком. Такие критерии, как доступность и прозрачность власти, состояние инфраструктуры, уровень обеспеченности жильем, доступность товаров и услуг для населения, состояние окружающей среды, являются критериями, влияющими на инвестиционную привлекательность территории. И коль уж Богданов упомянул о росте инвестиций на душу населения в 2,4 раза, то определенная связь между позициями города в том или ином рейтинге и желанием инвесторов вкладываться в Тольятти все-таки прослеживается. Стоит напомнить, что именно за последние несколько лет четкие и реалистичные очертания приобрели как минимум два крупнейших, даже по российским меркам, инвестиционных проекта. Это ОЭЗ ППТ «Тольятти» и химический парк «Тольяттисинтез».

У нас тут своя атмосфера

«Масса замечаний в адрес чиновников позволила депутатам признать работу исполнительной власти по результатам прошлого года в части решения важнейших городских проблем неэффективной, а в некоторых случаях — даже неудовлетворительной», — это тоже одна из оценок деятельности мэрии г.о. Тольятти. Массу таких оценок, при желании, можно найти в официальных сообщениях Думы г.о. Тольятти. В результате мэр города, занявшего второе место в рейтинге эффективности муниципалитетов, с большим трудом добился от депутатского корпуса «удовлетворительной» оценки деятельности своей команды за 2013 г. Возможно, речь при этом идет даже не об особой взыскательности депутатского корпуса, а о сложностях построения коммуникаций между двумя ветвями власти. Вопрос в том, насколько способствует излишняя требовательность пополнению городской казны. Ситуация с наполнением средств от размещения наружной рекламы показала, что это не всегда так, а эффект может быть, прямо скажем, противоположный (см. «Хронограф» №23 (510) от 14.07.14).

При этом 2014 г. стал первым годом, когда тольяттинцы смогли увидеть системное решение застарелых городских проблем. Их ощущения от происходящего сейчас в Тольятти будет учитывать уже следующий рейтинг, который увидит свет в 2015 г.