Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (519) | 13 октября 2014г.
 

Перспективы магистралей

Владимир Путин поддержал предложения Николая Меркушкина по развитию строительства дорог

Борис Кротов

8 октября губернатор Самарской обл. принял участие в заседании президиума Госсовета. Он прошел в г. Новосибирске под председательством президента РФ Владимира ПУТИНА. Совещание было посвящено обсуждению темы совершенствования сети автомобильных дорог для комплексного освоения и развития территорий страны. Губернатор представил региональный опыт привлечения крупных инвесторов в дорожное строительство.

Цена и качество

В начале заседания президент обозначил стратегическую важность обсуждаемого вопроса. От состояния транспортной системы страны в целом напрямую зависят рост экономики, конкурентоспособность бизнеса, комплексное развитие регионов и успешная реализация практически всех социальных задач. При этом отрасль по-прежнему остается проблемной, несмотря на явную положительную динамику. Однако глава государства подчеркнул, что ситуация должна быть переломлена кардинальным образом. «Наша задача — сделать ее опережающей, новаторской, прорывной. Чтобы отрасль служила одним из мощных локомотивов развития экономики всей страны, нужно еще многое сделать», — сформулировал задачу перед собравшимися Владимир Путин. Одной из таких мер по выводу отрасли на новый уровень должно стать наращивание сети качественных дорог. А именно — удвоение объемов нового строительства и реконструкции уже существующих объектов.

Президент убежден, что перед заказчиками строительства стоит обязанность по соблюдению баланса «цена-качество». Многие новые дороги не соответствуют стандартам, быстро изнашиваются, не выдерживают современных транспортных нагрузок. Есть и «черные дыры», где оседают средства. «Из года в год ремонтируют одни и те же дороги, вместо того чтобы расширять сеть дорожного ремонта и строительства», — привел пример президент.

Руководящий состав субъектов федерации должен обращать пристальное внимание на вопросы ценообразования в дорожном строительстве. Рост цен на щебень за последние 5 лет составил 46%, на песок — 79,7%. При перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20-30%, на песок — до 90%. Препятствовать этому — задача в т. ч. антимонопольной службы. При этом глава государства привел неутешительную статистику. Необоснованный рост цен на инертные дорожные материалы — гравий, песок, щебень — тормозит любые вопросы развития строительной инфраструктуры. «О строительстве или реконструкции дорожного объекта даже еще порой официально не объявляли, есть только планы — а оказывается, что все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, уже скуплены, и в период строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены. Правительству следует обратить внимание на эту проблему и разработать соответствующие механизмы», — дал поручение Владимир Путин.

Найти новые источники

Для реализации целого ряда крупных инфраструктурных проектов в сфере дорожного строительства требуется изыскать новые источники финансирования. Трудности, с которыми сталкиваются субъекты РФ, обозначил на заседании президиума Госсовета глава Татарстана Рустам Минниханов. Президент Татарстана обратил внимание и на то, что объем дорожных фондов в 2014 г. уменьшился по сравнению с прогнозируемым. «Снижение акцизов на нефтепродукты в рамках существующего налогового маневра, предусматривающего поступление 100% средств в региональные фонды, приведет к тому, что субъекты РФ недополучат 91 млрд р. Для компенсации выпадающих доходов Минфином России предусмотрены межбюджетные трансферты. Однако все эти меры лишь сохранят текущий уровень финансирования и не позволят увеличить региональные дорожные фонды», — отметил Минниханов.

Он представил несколько вариантов пополнения дорожного фонда. К примеру, направить в регионы часть средств, собранных за проезд большегрузного транспорта. В будущем он предлагает рассмотреть возможность обложения пошлиной и грузовиков весом менее 12 т, начиная с 3,5 т. «Хотел бы я предложить и еще одну меру — добавить 1 рубль на все виды ГСМ. Или оставить его, когда будет снижаться стоимость на горюче-смазочные материалы. Пусть это будут целевые деньги, которые пойдут именно в региональные дорожные фонды», — предложил глава Татарстана. Он также считает, что нужно посмотреть в сторону укрупнения дорожных фондов с уровня поселков до уровня муниципальных районов и городов. Этот вопрос актуален и для нашего региона.

В ходе заседания президиума Госсовета тему наполнения дорожного фонда и привлечения дополнительных ресурсов для выполнения поставленной президентом задачи удвоения объемов дорожного строительства к 2022 г. продолжил губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин.

Один из вариантов — привлечение частных инвесторов. «К примеру, у Самарской обл. есть соглашение с «Газпромбанком» по строительству нескольких крупных дорожных объектов в рамках государственно-частного партнерства. Но когда наши дорожные фонды уменьшаются, такое сотрудничество ставится под угрозу. Ведь у наших партнеров возникают вопросы — как мы будем выплачивать им деньги, если их становится все меньше», — обозначил проблему глава региона. А для Самарской обл. это актуально при строительстве магистрали «Центральная» и моста через Волгу в районе Климовки, где проектом предусматривается использование механизмов государственно-частного партнерства.

Кроме того, президент поручил взять на контроль еще одну тему, поднятую Николаем Меркушкиным в ходе заседания президиума Госсовета. Губернатор поднял вопрос более активного участия собственников сетей в модернизации коммуникаций при ремонте городских дорог. «При переустройстве городских дорог до 20% от стоимости работ составляет модернизация сетей ЖКХ и газовых сетей. Есть собственники, которым практически бесплатно достались сети 70-летней давности. За свой счет они не хотят проводить их реконструкцию и ждут, когда власти начинают ремонтировать дороги и будут обязаны переложить и сети», — привел пример глава Самарской обл. По мнению губернатора, это порочная практика. Она приводит к нерациональному использованию региональных дорожных фондов. Поэтому и целесообразно рассмотреть возможность механизма компенсации собственником сетей средств, затраченных на переустройство и модернизацию сетей в ходе дорожного строительства. А сейчас, когда к строительству и реконструкции готовится целый ряд объектов в рамках подготовки к ЧМ-2018, это может пагубно сказаться на всем процессе.

Работа движется

Что касается запланированных и уже реализованных объемов, то они впечатляют. Отремонтирована, полностью соответствует современным требованиям и готова принимать участников чемпионата мира магистраль Самара — Тольятти, открывается Кировский мост, позволяющий принимать потоки с южного направления, начнется строительство Фрунзенского моста.

При использовании механизма государственно-частного партнерства начнется строительство важнейшей для Самары магистрали «Центральная», которое было запланировано еще в послевоенные годы. В Самаре капитально ремонтируется главная городская магистраль -Московское шоссе, будет ремонтироваться ул. Ново-Садовая.

За два года уже отремонтирована треть всех дорог в Тольятти, к 2018 г. программа ремонта во втором по величине городе губернии будет завершена. Кроме того, уже началось строительство трехуровневой развязки на трассе М5 в Тольятти. Идет реконструкция с изменением категорий дорог по всем направлениям, в т.ч. к границе Казахстана. Проектируется мост через Волгу в районе Климовки. Всего же по области в этом году на ремонт и строительство дорожной сети было направлено средств в 2,5 раза больше, чем в 2012 г.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Николай МЕРКУШКИН, губернатор Самарской обл.

- На заседании обсуждался один из самых важных для нашей страны вопросов — строительство дорог. По итогам его работы можно сделать вывод, что в непростой финансовой ситуации руководство страны определяет дополнительные меры поддержки. Они направлены на то, чтобы объемы средств, выделяемых на дорожное строительство, не падали, а, наоборот, увеличивались.