Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (517) | 29 сентября 2014г.
 

Социально и эффективно

Организация второго завтрака в школах требует рационального расходования ресурсов

Борис Кротов

В октябре в общеобразовательных школах Тольятти должны пройти акции, направленные на выяснение мнения родителей и самих школьников насчет форм организации второго завтрака для учащихся младших классов. Уже сейчас есть несколько вариантов запуска этого процесса, в т. ч. и с использованием ресурсов, которые имеются у мэрии г.о. Тольятти. И для мэрии, и для родительского сообщества ясно, что ряд малоэффективных программ, таких как «Школьное молоко», может и должен быть трансформирован в программы, которые в большей степени отвечают потребностям детей и их родителей. Осталось сделать это рационально и с сохранением привычного качества питания. В этом случае Тольятти может помочь опыт централизованной организации школьного питания.

Неактуальное молоко

2 сентября в Думе г.о. Тольятти прошло заседание, посвященное вопросам социальной поддержки обучающихся. На нем были озвучены сразу несколько важных моментов. Во-первых, органы местного самоуправления теперь будут обязаны изыскивать дополнительные средства на организацию двухразового питания школьников. До конца 2014 г. необходимо изыскать 26,5 млн р. (без дополнительной молочной продукции). На 2015 г. эта сумма составит уже 80,4 млн р. Если добавить реализацию программы «Школьное молоко», то к этим десяткам миллионов бюджетных средств нужно добавить еще 21 млн р. до конца 2014 г. и 45,3 млн р. -на 2015 г.

Напомним, сейчас Тольятти является единственным муниципальным образованием, которое реализует эту социальную программу для школьников. При этом за последнее время был отмечен резкий рост закупочной стоимости продукции для программы «Школьное молоко». Одна единица подорожала с 11 до 17 р. за штуку. Что характерно, большую часть стоимости составляет упаковка продукта (TetraPak), а вовсе не сам продукт. Дополнительные вопросы вызывает востребованность программы у самих детей. В результате проведенного выборочного мониторинга востребованности данной услуги были выявлены как положительные, так и отрицательные отзывы, причем тенденции улучшения здоровья обучающихся в результате обеспечения молочной продукцией не выявлены. Представитель Городского родительского собрания Ольга Минеева привела статистику, в соответствии с которой около 20% не употребляют молочные продукты из-за вкусовых предпочтений, а 15% имеют аллергию на молочный белок. Заместитель мэра по социальным вопросам Татьяна Леснякова предложила еще раз пересмотреть параметры и способ реализации программы с целью сделать ее более гибкой по отношению ко всем детям.

Претензии к программе в существующем виде высказали сразу несколько представителей педагогической общественности и представители Городского родительского собрания. В первую очередь вопросы вызывает само молоко длительного срока хранения. И родители, и директора школ, и медики считают, что в таком молоке может быть мало что полезного для детей. Так, например, врач ГБУЗ СО ТГБ №1, депутат Евгений Сакеев считает необходимым возобновить действие программы обеспечения обучающихся молочной продукцией на 2014-2015 учебный год и рассмотреть возможность замены молочной продукции длительного хранения (до 6 месяцев) на иные продукты питания. Во время заседания рабочей группы он отметил, что распространение практики употребления рафинированных продуктов и продуктов длительного хранения привело к значительному росту заболеваний раком толстого кишечника.

Организация детского питания не терпит поверхностного подхода
Организация детского питания не терпит поверхностного подхода

К молоку имеются вопросы и у самих депутатов. «Мне кажется, если мы говорим о продукте с 60-дневным сроком хранения, то говорить о качестве этого продукта очень сложно. С точки зрения витаминизации это не лучший вариант. Если бы его отменили, то значимой реакции не последовало бы. Достаточно много детей от него отказываются по причине аллергических реакций или вкусовых предпочтений. Думаю, что это не такая трагедия на самом деле», — считает депутат ТГД, директор МБОУ СОШ №93 Александр Родионов.

В какой-то степени к хору скептиков «Школьного молока» присоединился и Роспотребнадзор. Главный специалист-эксперт территориального отела Управления по г.о. Тольятти Зоя Зелинская убеждена, что городу необходимо в первую очередь довести охват обучающихся горячим питанием до 100% и только потом вводить какое-то дополнительное питание. Причем таковым, предпочтительнее, могут являться кисломолочные и молочные продукты кратковременного срока хранения.

Дайте детям выбор

Пробуксовку программы «Школьное молоко» можно объяснить просто — изменившимися социально-экономическими реалиями. Еще 10 лет назад такая программа была существенным подспорьем в деле организации полноценного питания школьников. Сейчас, когда охват централизованным горячим питанием в Тольятти приближается к 100%, а опыт, наработанный ЗАО КШП «Дружба», заслужил всероссийское признание, актуальность «Школьного молока» постепенно утратила свои позиции. Более того, даже у заядлых скептиков нет ощущения, что тольяттинские школьники в общей массе действительно голодают и им не хватает, например, молока.

Впрочем, полностью отказаться от программы социальной поддержки школьников не планируется. Более того, раз закон напрямую требует организации двухразового питания школьников, в Тольятти прорабатываются разные варианты организации этого процесса. Один из них предложен непосредственно родителями, которые ратуют за выбор и альтернативность продуктов питания. Более того, сами родители считают, что бюджетные средства на социальные программы должны расходоваться эффективно. «Эффективности в этой программе («Школьное молоко». – Прим. авт.) нет. Поэтому обсуждается вопрос перенести эти деньги на нужды малообеспеченных детей, организовать им второй завтрак. Кажется, что покупка молока длительного хранения — это деньги на ветер, а хочется, чтобы эффективность была. В каждой школе есть трудные подростки, дети из неблагополучных семей. Они ходят голодными. Бывает, что даже приносят хлеб из школы. Обеспеченным детям молоко не нужно, их нужды учитывают родители, поэтому бюджетные деньги хотелось перенести на тех детей, которым это действительно необходимо. По крайне мере мы будем знать, что ребенок поел», — считает член Городского родительского собрания Ольга Минеева. При этом Ольга Минеева считает, что с родителей вероятнее собрать деньги на второй завтрак или на пирожок, нежели на централизованную покупку молока (а такие идеи в ходе рабочей группы тоже озвучивались).

«Знаете, родители не будут доплачивать за молоко. Дали бесплатно — мы берем, а когда человек платит, он и решает сам, что ему — молоко, йогурт, сок, сыворотку. На второй завтрак собрать с родителей какие-то деньги больше шансов. Многие родители работают допоздна и хотят быть уверены, что ребенок вовремя поел», — считает Минеева.

Другим достаточно логичным вариантом сохранения в рационе школьников молочных продуктов предложен директором КШП «Дружба» Татьяной Солодневой. Молоко в рационе школьников можно сохранить в виде молочных и кисломолочных продуктов, а также сыворотки, которые можно предложить детям в формате шведского стола. Стакан молока при этом будет стоить 8 р. Оставшиеся деньги можно потратить на пирожок или булочку и, таким образом, при небольшой (до 5 р.) доплате организовать детям полноценный перекус, который чем-то напоминает домашний. А главное -у детей и их родителей появляется выбор.

Адаптировать для всех

Несмотря на скепсис по отношению к «Школьному молоку», депутаты намерены сохранить социальную программу, возможно, сделав ее более адресной. «Как директор школы, я понимаю, что у Тольятти есть очень хороший опыт оказания такой социальной поддержки и эти позиции сдавать было бы неправильно. Достаточно много детей больных, проблемных, малообеспеченных. Есть дети, которые только в школе получают нормальное питание. Что касается дополнения молока булочкой или еще чем-то. Это отдельный подход, принципиально другая организационная процедура, требующая привлечения специалистов, и в т.ч. Роспотребнадзора. В моей школе питаются 1300 детей, и все перемены расписаны плотно. Организовать еще одну раздачу будет очень проблематично», — считает Александр Родионов.

Организационные сложности, о которых говорят директора школ, объяснимы. Наладить процесс подачи детям второго завтрака со включением молока и молочных продуктов требует продуманных организационных и логистических нюансов. Пожалуй, организовать его достойно можно только на централизованной и профессиональной основе. Возможно, в этом деле может быть полезен опыт организации централизованного горячего питания в школах силами ЗАО КШП «Дружба». Вопрос лишь в том, чтобы спорные с точки зрения безусловной эффективности программы были трансформированы в нечто более гибкое, адаптированное к потребностям каждого отдельного ребенка. Для этого, возможно, стоит прислушаться к мнению профессионалов.