Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (509) | 7 июля 2014г.
 

Пришли за деньгами

Потери на внешнем рынке Ротенберги компенсируют за счет бюджета

Илья Ширтанов

В июне аффилированная структура ОАО «Волгомост» — ООО «АВТ-Дорстрой» заявила о себе как о подрядчике, намеренном освоить на строительстве дорог Тольятти порядка 500 млн р. По ряду обстоятельств можно установить, что корневыми бенефициарами «Волгомоста» и, соответственно, «АВТ-Дорстроя» являются братья Аркадий и Борис РОТЕНБЕРГИ — друзья президента РФ Владимира ПУТИНА еще со времен занятий в юношеской секции дзюдо. Очевидно, что после введения за рубежом международных санкций в отношении бизнеса Ротенбергов они активизировали работу по насыщению своих компаний государственными и муниципальными контрактами на внутреннем рынке. Самарский регион в ближайшее время может стать еще одной вотчиной этих господ.

В середине марта 2014 г. на портале ОАО Банк «Северный морской путь» (СМИ Банк), которое принято считать опорной финансовой организацией Ротенбергов, было опубликовано следующее сообщение: «О введении США санкций против основных акционеров СМИ Банка. Утром 21 марта платежные системы Visa и MasterCard без предварительного уведомления заблокировали операции по картам нашего Банка. Банк не располагает какими-либо активами на территории США. В связи с тем, что санкции были наложены не на Банк, а лично на акционеров». Аркадий и Борис Ротенберги являются собственниками более 76% акций «СМИ Банка». Не трудно догадаться, о каких акционерах велась речь в указанном объявлении.

Таким образом, перед Ротенбергами могла возникнуть проблема выхода на внешние рынки. Внутренний рынок России для бизнеса Ротенбергов остался открытым. Тем более что Аркадий Ротенберг, по его же заявлению в интервью газете «Коммерсантъ», сохраняет старые дружеские отношения с президентом РФ Владимиром Путиным.

В этом плане такие компании, как ООО «АВТ-Дорстрой» и ОАО «Волгомост», для Ротенбергов должны стать своеобразными бизнес-пылесосами, в которые будут стекаться государственные и муниципальные контракты, в данном случае на строительство транспортной инфраструктуры. Причем интерес к «Волгомосту» у Ротенбергов появился относительно давно, еще в тот период, когда крупнейшая даже по российским меркам мостостроительная компания находилась под контролем Группы «СОК» Юрия Качмазова.

Причем есть основания полагать, что Качмазов в тот период мог оказаться сам заинтересован искать выходы на влиятельных братьев из ближайшего окружения Путина.

В июле 2009 г. на официальном сайте Национального союза ветеранов дзюдо, который возглавляет Аркадий Ротенберг, был анонсирован предстоящий чемпионат по дзюдо среди ветеранов. В этом же сообщении уделили место и спонсорам: «Генеральные партнеры Национального союза ветеранов дзюдо -благотворительный фонд «СОК», страховая компания «РОСТРА», компания IQ ONE, группа компаний «СГМ», КБ «Северный морской путь». Наверное, это одно из немногих официальных публичных объявлений, где можно найти упоминание «СМП Банка» совместно с одной из ключевых структур Группы «СОК». Кому как не Качмазову в июле 2009 г. могло быть известно о сгущающихся вокруг него тучах. Напомним, что в ходе визита в сентябре 2009 г. председателя правления, президента ОАО «Сбербанк России» Германа Грефа и Владимира Путина в ОАО «ИжАвто» были сделаны громкие заявления о необходимости привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к доведению этого автозавода до банкротства. Буквально вскоре после этого Качмазов и его менеджеры были объявлены в федеральный розыск.

Но вернемся к Национальному союзу ветеранов дзюдо. Возможно, в т. ч. и через эту организацию в СОКе пытались сблизиться с Ротенбергами. Вероятно, лишь они одни могли уберечь Качмазова от прессинга лиц, действовавших в пользу госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова. У Качмазова было то, что они на протяжении определенного времени не могли у него забрать на выгодных только лишь для себя условиях. Иногда в подобного рода ситуациях в нашей стране против строптивого бизнесмена появляются уголовные дела.

Однако было у Качмазова и то, чем он вполне мог заинтересовать Ротенбергов, — строительный холдинг по возведению объектов транспортной инфраструктуры. Это ОАО «Волгомост» и группа зависимых от него организаций, в числе которых и ООО «АВТ-Дорстрой». Судьба бенефициара СОКа после 2009 г. широкой общественности не известна, хотя нет оснований полагать, что Качмазов был арестован. Судя по всему, преследование прекратили.

Возможно, поэтому уже в 2011 г. произошли кардинальные изменения в наблюдательном совете ОАО «Волгомост».

В апреле 2011 г. практически все топ-менеджеры организации, имевшие отношение к СОКу, были исключены из списка аффилированных лиц «Волгомоста». Эти решения были приняты на общем собрании акционеров ОАО «Волгомост». В совет директоров вошли люди с мало о чем говорящими ФИО. По крайней мере, сделать выводы о принадлежности к той или иной финансово-промышленной группе по их фамилиям лицу, не сведущему в делах братьев Ротенбергов, было затруднительно.

Однако выяснилась одна существенная деталь. После того, как был сформирован новый наблюдательный совет, на этом же собрании акционеров «Волгомоста» было принято решение об утверждении в качестве аудитора общества компании ЗАО «КПМГ». Причем услугами данного аудитора пользуется финансово-кредитная организация Ротенбергов — «СМП Банк». Можно сказать, что это корпоративный аудитор Ротенбергов.

Практически сразу после проведения указанных перестановок, в июле 2011 г., контролируемое «Волгомостом» через ООО «Межрегиональная инвестиционная компания» (МИК) ООО «АВТ-Дорстрой» получило возможность заработать на строительстве автомагистрали М-29 «Кавказ» в Республике Северная Осетия — Алания. Информация об этом размещена на официальном сайте «АВТ-Дорстроя». В 2012 г. «АВТ-Дорстрой» начал работы по строительству инфраструктуры на двух участках трассы М-5 «Урал», а также приступил к строительству дороги А-153 «Астрахань-Махачкала» на участке «Лиман — граница Республики Калмыкия», Астраханская обл.

По всей видимости, заявка «АВТ-Дорстроя» о своем присутствии в Тольятти — лишь один из этапов процесса по расширению географии присутствия бизнеса Ротенбергов на российском рынке. Но «АВТ-Дорстрой» мог ставить целью не строительство дорог, а получение доступа к бюджетным деньгам. Для Ротенберга в связи с утратой позиций на международном рынке такая задача видится первостепенной.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.