Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (509) | 7 июля 2014г.
 

Заработать на указе

Войнич и «Транспортная карта» показали, как можно «обкэшить» путинские 70% на электронных услугах

Сергей Ромашов

На 8 июля в Арбитражном суде Самарской обл. назначено судебное разбирательство по заявлению департамента транспорта администрации г. о. Самара к УФАС по Самарской обл. Департамент, возглавляемый Дмитрием ВОЙНИЧЕМ, пытается отменить решение УФАС о нарушении ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Транспортная карта» (ТС). Отсюда следует, что департамент мог вынести некий акт либо допустить действия, которые способствовали бы повышению оборотистости ТС в ущерб другим участникам рынка электронных проездных. Причем покровители ТС могли придумать логическое объяснение, чтобы в случае чего выгородить себя. Деятельность ТС могла быть подведена под реализацию одного из майских указов президента РФ Владимира ПУТИНА.

С заявлением к УФАС департамент транспорта г. о. Самара обратился в Арбитражный суд Самарской обл. 13 марта. Ведомство Войнича потребовало отменить решение УФАС № 3-9383-13/7 от 18 декабря 2013 г. о нарушении департаментом ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данная статья федерального закона содержит прямой запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. К участию в деле в качестве третьих лиц суд привлек депутата Самарской губернской думы Михаила Маряхина, прокурора г. Самары Андрея Шевцова, а также МП г. о. Самара «Пассажиравтотранс», ЗАО «Золотая корона» и ТК. Причиной привлечения трех юрлиц могло стать то, что решение УФАС затрагивало их интересы. Что касается Маряхина и Шевцова, то они, не исключено, начали «поднимать волну» по теме решения УФАС по своей линии.

Скорее всего, самый большой удар решение УФАС наносит по ТК. С августа 2012 г. эта компания проводит операции с денежными средствами по транспортным картам, которыми пользуется большинство граждан Самары, передвигающихся на муниципальном общественном пассажирском транспорте. ТК получило статус оператора транспортной платежной системы «Электронный проездной — Самара», заключив договор на ее информационно-технологическое обслуживание с правообладателем системы — новосибирским ЗАО «Золотая корона». Одним из клиентов-перевозчиков ТК выступает как раз МП «Пассажиравтотранс». Сегодня к сотрудничеству с ТК склоняют и частных перевозчиков.

Претензии УФАС к департаменту могут быть связаны как раз с исключительным положением, которое занимает ТК.

Здесь знают, как получать выгоду от указов президента страны
Здесь знают, как получать выгоду от указов президента страны

Например, по согласованию с Дмитрием Войничем в прошлом году мог быть выпущен нормативный акт, обязывающий всех перевозчиков заключать договоры именно с ТК. Либо же в дептрансе просто могли давить на частных перевозчиков, намекая на то, что, если те не станут внедрять электронные проездные на своих маршрутах, договоры на перевозку могут быть расторгнуты (т.н. способ понуждения). Понятно, что действия лоббистов ТК устраивали далеко не всех, в т. ч. по чисто экономическим причинам. А следовательно, могла родиться жалоба в УФАС.

Любопытно, что до своего попадания в дептранс Дмитрий Войнич возглавлял департамент финансов г. о. Самара и стоял у истоков создания МП г. о. Самара «ЕИРЦ». Данное предприятие «прославилось» тем, что имело возможность допускать задержку около 10% от поступивших на его счета средств с выплатой их только по итогам следующего за расчетным месяца. Таким образом, в распоряжение ЕИРЦ с учетом набегающих агентских каждые 30 дней поступало примерно 100 млн р. Эти средства могли быть очень удачно инвестированы. По сути, ЕИРЦ многие характеризовали как муниципальный банк, работающий, впрочем, отнюдь не в интересах своего владельца в лице муниципалитета.

В дептрансе Войнич мог удачно развить полученный в проекте «ЕИРЦ» опыт, организовав взаимодействие ведомства с ТК. Деятельность частного оператора электронных проездных очень сильно напоминает принцип функционирования ЕИРЦ. Однако в отличие от муниципального ЕИРЦ, помимо комиссионного вознаграждения частный оператор электронных платежей за проезд имеет возможность получать и другие доходы. Так, если представить, что деньги, зачисленные на счет ТК в качестве предоплаты за услуги перевозки, отправлялись исполнителям не сразу, а с некоторой задержкой (вызванной, например, отсутствием факта оказания пассажирам услуг перевозчиком), то оператор, являясь распорядителем этих средств, мог не устоять перед соблазном их быстрого и выгодного вложения. Понятно, что чем большие средства пропускаются через счета ТК, тем больше маржа. Отсюда могла начаться погоня за оборотами частных перевозчиков, с которыми пассажиры привыкли рассчитываться наличными.

Обеспечить ТК заход на ряд коммерческих маршрутов мог тот же Войнич. Ведь он, по данным редакции, прекрасно знаком с таким участником ТК, как Екатерина Чудина. Как это обычно бывает в России? Встретились, пообщались, а потом появился столь желанный ограничивающий конкуренцию актик.

Для оправданий потворства ТК в департаменте могли подобрать и подходящее обоснование. Заходу ТК на рынок электронных платежей в августе 2012 г. предшествовали майские указы президента РФ. Пункт 1 раздел «в» Указа «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 г. № 601 гласит: «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 г. должна быть не менее 70%». Разумеется, фокусы частных операторов с электронными проездными никак не подпадают под определение государственной или муниципальной услуги. Однако под это можно подвести услуги муниципального транспорта по обеспечению граждан проездом по городу. Выходит, что граждане получают муниципальную услугу по перемещению по городу, а деньги за нее вносят путем электронных платежей. Получается некий суррогат конструкции, о которой говорится в указе Владимира Путина №601 от 7 мая 2013 г. Причем это чистой воды посредничество с ощутимым коммерческим эффектом. Выходит, что в Самаре сумели додуматься до того, как «обкэшить» президентские 70% в рамках исполнения требований его указа №601. Кому принадлежит авторство этого ноу-хау — чиновнику Войничу или ООО «Транспортная карта», это сейчас не самое важное. Главное другое: бизнес получил доступ к деньгам граждан, а чиновник — возможность отчитаться об успехах в реализации указа президента. Вот только роль граждан в реализации этой схемы не самая завидная. Своими электронными платежами они попросту кредитуют частное лицо. В подтверждение сомнительности всего этого — действия УФАС.

Чтобы предоставление услуг по оплате проезда в общественном транспорте действительно стало госуслугой, требуется как можно скорее запустить Единый центр расчетов за пассажирские перевозки (ЕЦРПП). Однако реализацией этой инициативы в рамках указа президента займется отнюдь не ТК, а правительство Самарской обл. (см. «Хронограф» №4 (491) от 10.02.14).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.