Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (504) | 26 мая 2014г.
 

Идут на опережение

АТП-3 тестирует перспективный подвижной состав

Борис Кротов

В ближайшее время на тестирование в МП «ТП АТП-3» должен поступить МАЗ 203965. Это супернизкопольный вместительный городской автобус второго поколения с двигателем на компримитированном природном газе (метан). Директором АТП-3 Александром АБРАМОВЫМ ведутся переговоры о предоставлении на тестирование аналогичных автобусов производства КАМАЗ и НЕФАЗ. Все действия осуществляются в рамках подготовки к реализации федеральной программы переоснащения транспортных предприятий современными автобусами, работающими на метане. Их к 2020 г., согласно целевым показателям программы, должно быть от 30% до 50% (в зависимости от количества населения). В Самарской обл. одним из наиболее оснащенных подразделений, способных максимально быстро вписаться в федеральные реалии, является АТП-3.

Так же как и везде

Мероприятия по оснащению транспортников новым подвижным составом реализуются практически во всех субъектах федерации. В открытых источниках можно найти информацию об активности Республики Татарстан, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Ленинградской обл. и др. В каждом случае речь идет о софинансировании замены подвижного состава. На эти цели привлекаются средства из федерального, областных и местных бюджетов. Размер федеральной субсидии, по данным открытых источников, достигает до 2,5 млн р. за одну единицу транспорта.

Задачи, которые могут быть решены с помощью перевооружения, четкие. Во-первых, речь идет об экономии топлива. Во-вторых, об уменьшении количества вредных выбросов в городскую атмосферу. В-третьих, о возможности дооснастить и переоснастить подвижной состав муниципалитета современными и удобными транспортными средствами, попутно привлекая достаточно большие средства федерального бюджета. Федеральный интерес может заключаться в стимулировании производителей автобусов в пределах Таможенного союза и расширении внутреннего стабильного рынка потребления метана. Схема выглядит логичной. Впрочем, полнота и точность реализации задуманного находится в прямой зависимости от того, насколько сами муниципалитеты готовы участвовать в подобной схеме.

Нужно менять

Говоря о перспективах обновления парка муниципальных транспортных средств, руководитель департамента городского хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти Павел Баянов прокомментировал: «Я надеюсь, что мы будем продвигаться в этом направлении, пусть даже и маленькими шажками». По словам Баннова, муниципальные автобусы и троллейбусы до сих пор в значительной степени нуждаются в обновлении. «Троллейбусы ТТУ уже на 99% выработали свой ресурс. По АТП-3 ситуация лучше, там около 30% транспортных средств ресурс не выработало, а остальные находятся на линии уже более 10 лет, и по-хорошему их надо заменить. Этот фактор сказывается на безопасности дорожного движения, на рентабельности предприятия. Частые поломки, простои не идут на пользу экономике предприятия.

АТП-3 рассматривает варианты обновления подвижного состава
АТП-3 рассматривает варианты обновления подвижного состава

Кроме того, АТП-3 — не частный перевозчик, который может вывести, а может и не вывести автобус на линию. Муниципальное предприятие это сделать обязано в любом случае. Вне зависимости от того, есть пассажиры на линии или их нет. Вне зависимости от того, кого он будет везти — обычных пассажиров или льготников», — считает Баннов. По оценке директора МП «ТП АТП-3» Александра Абрамова, сейчас предприятию не хватает 50 единиц подвижного состава для закрытия текущих потребностей. Еще 100 единиц выработали на линии 15 лет и нуждаются в замене. При этом на предприятии не отказываются от амбициозных планов по увеличению своей доли в структуре городских перевозок. Сейчас АТП-3 обслуживает порядка 30% от их общего объема. В связи с запуском новых производств, которые планируется в ОЭЗ «Тольятти», индустриальном парке «Жигулевская долина», индустриальном парке «Тольяттисинтез», такие планы не кажутся неосуществимыми.

У муниципальных предприятий, в частности АТП-3, по-прежнему сохраняется потребность в увеличении заработной платы работникам предприятия, сокращении имеющихся потерь, переформатировании экономики. «Средняя заработная плата на предприятии у нас составляет 23 тыс. р. Средний возраст работников предприятия — 53 года. Безусловно, мы говорим о том, что у нас коллектив профессиональный, обученный и ответственный. Но нам необходимо всерьез задумываться о пополнении наших кадров, о привлечении молодых специалистов. Привлечь мы их можем за счет увеличения жалованья и улучшения условий труда. Поэтому замена подвижного состава, думаю, поможет нам продвинуться к решению этой проблемы. Мы сможем предложить водителям более комфортные условия, а за счет отсутствия потерь от простоев и ремонтов мы сможем рассматривать варианты увеличения заработной платы. И сейчас это приоритет № 1 для нас», — рассказал «Хронографу» директор АТП-3 Александр Абрамов.

Несмотря на перечень проблем, присущих отрасли, в мэрии Тольятти не планируют отказываться ни от АТП-3, ни от МП «Тольяттинское троллейбусное управление». Точка в дискуссии на эту тему была поставлена в связи с разработкой и принятием концепции развития улично-дорожной сети в 2013 г. Концепция предполагает ключевую роль в организации пассажирских перевозок силами муниципальных предприятий. На отчетной встрече в апреле 2014 г. мэр Сергей Андреев обозначил требования к перевозчикам и качеству оказываемых ими услуг. По его словам, пассажирский транспорт должен стать удобным, доступным, а главное, предсказуемым средством передвижения для тольяттинцев. «Человек должен быть уверен, что автобус придет вовремя, довезет его до места назначения и что поездка будет для него комфортной», — задал параметры Сергей Андреев.

Более того, концепцией напрямую предусмотрена замена существующего подвижного состава на автобусы большой вместимости — для всех перевозчиков. Что, кстати, не исключает замены подвижного состава на автобусы большой вместительности и у частных перевозчиков, желающих остаться на рынке. Но в таких условиях у АТП-3 появляется ощутимое конкурентное преимущество. А именно — собственная развитая ремонтно-эксплуатационная база. Видимо, власти Тольятти решили сделать ставку именно на это.

Вооружились калькулятором

Преимущества нового транспорта очевидны. Это более низкое потребление топлива, его относительная дешевизна, хорошие экологические показатели, комфорт для пассажиров и, что тоже важно, приятный внешний вид. Минус проекта, как нетрудно догадаться, — это его стоимость. «Автобус МАЗ 103 на дизельном топливе стоит 5,5 млн р. А автобус на газомоторном топливе — около 8,5 млн р. Таким образом, говоря упрощенно, мы стоим перед дилеммой — на одну и ту же сумму купить три автобуса на дизельном топливе или два на газомоторном. Поэтому-то мы и договариваемся с целым рядом производителей о том, чтобы протестировать их продукцию в реальных городских условиях, оценить поведение каждой машины», -рассказывает Павел Баянов. По словам Александра Абрамова, для того, чтобы получить выраженный экономический эффект от экономии топлива, следует приобрести для нужд муниципалитета от 80 до 100 единиц транспорта. Таким образом, цена вопроса вырастает до нескольких сотен миллионов рублей. Исключительно силами муниципалитета подобную задачу не решить. А выход на уровень субъекта федерации или даже на федеральный уровень предполагает, что помимо горячего желания получить бюджетные средства соискатель должен обладать и явными конкурентными преимуществами. Баннов считает, что они есть.

«Всем заинтересованным структурам мы подавали свои предложения о том, какой мы видим перспективную работу по данному направлению. Тольятти, с учетом производственных возможностей МП «ТП АТП-3», способен создать региональный центр по техническому обслуживанию и ремонту автобусов на газомоторном топливе. Почему? У них есть эксплуатационная и ремонтная базы, рассчитанные на 130 автобусов большой вместимости. Это закрытая охраняемая площадка. Есть оборудованные ремонтные боксы, максимальная доступность автогазозаправочной станции. А самое главное, есть сертифицированный и обученный персонал. Поскольку требования к безопасности автобусов на газомоторном топливе возрастают, то и требования к персоналу, допускам и лицензиям предъявляются очень строгие. И АТП-3 адекватно этим требованиям», — считает Павел Баннов.

Пока инициативы мэрии г.о. Тольятти и АТП-3 находятся на рассмотрении. В Тольятти полагают, что их конечная реализация может быть выгодна для всех заинтересованных сторон.