Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (111) | 7 ноября 2005г.
 

Новый выбор китайского бизнеса

КПВ меняет собственника

Георгий Кизельгур

Как стало известно «Хронографу», ОАО «Комбинат праздничных вин» в ближайшее время может сменить собственников. По информации информированного источника, во время августовского визита китайской делегации в Самарскую область были выдвинуты предложения о продаже тольяттинского предприятия. При этом китайская сторона делает особую ставку на бренд «Тайный советник».

Знакомство китайских специалистов с новыми образцами коньяка «Тайный советник» произошло благодаря международной системе обмена предложениями через Торгово-промышленную палату. Получив образцы коньяка, восточные специалисты достаточно высоко оценили его рыночный потенциал. Тогда же было принято решение о визите в Тольятти.

Возможно, на ситуацию повлияла независимая экспертная оценка московских сомелье. По оценке москвичей, у нового «Тайного Советника» самое выгодное соотношение цена — качество из всей аналогичной продукции, представленной сегодня на рынке.

После подробного изучения производственных мощностей и всего технологического цикла представители крупного оптового игрока на алкогольном рынке Китая сделали предложение руководству ОАО «Комбинат праздничных вин» о закупке всего объема производимого коньяка. Однако получили отказ.

Как сообщил «Хронографу» информированный источник, руководство КПВ усмотрело в китайском предложении попытку недружественного вторжения. Опасения вызвали примеры скупки за бесценок прежде успешно развивающихся предприятий. В основе таких захватов нередко лежали ошибочные решения, принятые руководством.

При применении подобных технологий захват начинается со скупки всего объема производимой продукции. Цель скупщика – постепенно стать единственным партнером. После этого скупщик снижает до минимума закупочную цену и начинает диктовать свои условия поставки. Постепенно самостоятельная организация становится полностью зависимой.

В августе от китайской стороны поступило новое предложение. Теперь восточнее соседи готовы купить сам комбинат, причем на достаточно

выгодных условиях. Судя по всему, восточная сторона высоко оценивает бизнес-потенциал тольяттинского предприятия. Что вполне логично, так как по ряду производственных параметров КПВ является лидерами в своем секторе рынка.

На комбинате имеются самые большие в России запасы дубовой клепки, редкого 100-летнего черного дуба, который специально выращивают для выдерживания коньяка. На сегодня уже закуплены совершенные коньячные спирты из Закавказья и Франции.

Нельзя списывать со счетов и того, что помимо «Тайного советника» КПВ входит в число восьми российских предприятий, которые имеют право использовать бренд «Советское шампанское». Напомним, что весной 2004 г. ФКП "Союзплодимпорт" (СПИ) через суд установило контроль над использованием этой торговой марки. Ранее «Советское шампанское» выпускали практически все крупные производители игристых вин. Всего около 30 заводов.

С ноября 2004 г. СПИ запретил производство и реализацию "Советского" и начал отбор компаний, которые должны были получить право выпускать его по лицензии. Первоначально предполагалось, что таковых будет 10-12. КПВ был в числе первых шести предприятий, получивших эксклюзивное право. Таким образом, устремления китайской стороны имеют достаточно глубокие основания.

То, что КНР вполне серьезно может вторгнуться на российский алкогольный рынок, косвенно подтверждается агрессивной политикой коммунистического соседа в других областях бизнеса.

Эта страна грамотно строит свою внешнюю политику, наращивая экономическое сотрудничество, в частности, со среднеазиатскими республиками бывшего СССР. Данные территории мы еще не отвыкли считать сферой российского влияния, однако китайская экспансия способна сильно изменить ситуацию в регионах. Например, китайско-казахская идея о

строительстве Трансказахстанской железнодорожной магистрали может уничтожить монополию российского Транссиба и оттянуть на себя основную массу грузопотока. Сегодня китайцы уже вплотную «занялись» российскими лесами, нефтяной отраслью и нашими горнорудными проектами.

Российская экономика представляет для китайцев безусловный интерес. Вспомним неудачную попытку покупки ЮКОСа. Но таких провалов в китайской политике найдется немного. В основном их инициативы приводят к заключению выгодных соглашений. Сегодня уже строится сборочное производство китайских автомобилей в Новосибирске. Заключен контракт на строительство автомобильной трассы Москва – Санкт-Петербург. Не исключается запуск производства китайских внедорожников в Сызрани на ЗАО «РосЛада» (см. «Хронограф» №29 (101) от 5.09.05).

Китайское вторжение не ограничивается автомобильной отраслью. В Санкт-Петербурге, например, заключен контракт на строительство целого городского района, застройщиком которого будет китайская компания. Недавний полет китайского космического аппарата полностью базировался на технологиях, приобретенных в России почти даром.

Колоссальный рост уровня жизни в Китае за последние годы привел к изменению структуры потребления. Китай – самый быстро растущий рынок потребления коньяка в мире. Однако традиции его производства в стране нет. Самый простой и уже не раз испытанный китайцами путь – купить производство в другой стране. Французские коньячные дома слишком дорого стоят. Российское предприятие стоит дешевле. Немаловажным фактором является и значительно меньшее плечо доставки продукции.

Покупатели планируют не только экспортировать коньяк в Китай, но и зарабатывать на продажах внутри России. Для этого КПВ располагает дистрибьюторскую сеть, охватывающую около 50 регионов. Первый из планируемых шагов – повышение цен на коньяк «Тайный советник». Представители КНР уверены в финансовом потенциале рынка и считают, что соотношение цена — качество позволят увеличить розничную стоимость коньяка, как минимум на 30%.

Руководство КПВ комментировать ситуацию отказалось.

«Хронограф» будет следить за развитием событий.