Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (503) | 19 мая 2014г.
 

Жесткость необходима

При формировании муниципальных заданий

Вероника Синицына

В мае в Сызрани продолжились обсуждения работы муниципальных учреждений, а также преимуществ и недостатков как системы, введенной Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так и системы электронных торгов в целом. Одним из главных вопросов здесь является идея освоения большего объема бюджетных средств именно через муниципальные предприятия. Скорее всего, это может повысить как эффективность их использования, так и контроль за выполнением работ.

Система, введенная названным законом, как и система электронных торгов в целом, имеет ряд преимуществ и недостатков. Изначально предполагалось, что обе они будут способствовать экономии бюджетных средств, повышению эффективности размещения заказов. При этом эксперты отмечали и возможности для махинаций.

Заместитель главы администрации г.о. Сызрань, руководитель комитета по строительству и архитектуре (КСиА) Вячеслав Алексеенко сообщил «Хронографу»: «...даже за прошедший короткий период можно отметить положительные моменты в организации и проведении открытых аукционов: планирование закупок..., доступность..., конкурентность..., создание контрактной службы заказчика..., максимальная направленность процесса проведения закупки на получение конечного результата... Риски могут быть в невыполнении сроков работ, объемов работ и выполнении работ низкого качества за счет привлечения неквалифицированных специалистов и применения некачественных материалов. Однако для исключения таких рисков законом предусмотрен ряд антидемпинговых мер: это повышенное обеспечение исполнения контракта в таких случаях, подтверждение добросовестности подрядчика, привлечение экспертной комиссии для приемки выполненных работ...».

Заместитель главы администрации г.о. Сызрань по городскому хозяйству, руководитель комитета жилищно-коммунального хозяйства Александр Лашкин сообщил «Хронографу»: «Риски, возникающие при заключении контракта с победителем, предложившим цену контракта на 25% и более ниже начальной максимальной цены контракта, несет заказчик, заключивший такой контракт. Однако возможность одностороннего расторжения контракта вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения..., как и возможность последующего судебного рассмотрения спора, существует всегда...».

Итоги многих аукционов могут не решать, а ставить проблемы. Особенно это актуально, когда поставщиком услуг является иногородняя фирма. В 2013 г., например, значительные работы по благоустройству и озеленению Сызрани выполняли именно иногородние фирмы. Среди причин этого стоит отметить отсутствие специализированных муниципальных организаций, техники, специалистов, недостатки работы муниципальных служб.

В то же время качество работы, финансовые потоки контролируются гораздо эффективнее в рамках выполнения муниципальных заданий через предприятия муниципальной формы собственности. У муниципалитета при необходимости могут найтись здесь реальные рычаги, чтобы повлиять на ситуацию.

Сызрани необходимо благоустройство
Сызрани необходимо благоустройство

Бюджетные средства при использовании этой схемы также не выпадают из городского оборота. Не зря вскоре же после этого в городе заговорили о развитии муниципальных предприятий и, возможно, создании новых. Вопросы работы муниципальных предприятий, работы в рамках федерального законодательства о торгах неоднократно поднимались на заседаниях комитета Думы г.о. Сызрань (СыГД) по городской инфраструктуре и жилищно-коммунальному хозяйству, пленарных заседаниях СыГД председателем этого комитета Сергеем Прокофьевым. Он также является и директором сызранского филиала ФБУ «Самарский центр стандартизации и метрологии». Возможно, что системность его подхода к различным проблемам определяет и опыт работы в названной сфере.

Сергей Прокофьев сообщил «Хронографу»: «Конечно, многие работы можно выполнять через муниципальные предприятия в рамках муниципального заказа. Думаю, что одна из основных проблем здесь -отсутствие со стороны заказчика качественной работы по подготовке технических заданий. Чем жестче и четче рамки задания, тем меньше вариантов для отклонений от его требований по выполнению и результату работ. Например, по использованию тех или иных материалов, по применению конкретных технологий. Еще на этом этапе должен ставиться существенный барьер для недобросовестных поставщиков».

Также Сергей Прокофьев добавил: «Сам заказ должен быть качественным. Когда требования его расплывчаты, на выходе можно получить все что угодно. Эксперты должны привлекаться не только при приемке работ по контракту, но и при подготовке заданий. Я вижу проблему как раз и в отсутствии должного количества профессионально подготовленных специалистов для этих целей. Что касается непосредственно сферы муниципального хозяйства, то сейчас идет масштабный аудит муниципальных предприятий. По его итогам также будут сделаны соответствующие выводы».

Параллельно происходили и кадровые перестановки. Так, руководителем МБУ «Благоустройство» был назначен Михаил Шарафутдинов. Он долгое время работал в дорожном ремонтно-строительном управлении №5, был заместителем директора ЗАО ДС ПМК «Сызранская». «Сызранская» занимается строительством, капитальным ремонтом и содержанием федеральных автомобильных дорог.

Стоит отметить, что назначение Михаила Шарафутдинова, как и назначение руководителем МУП «Служба эксплуатации зданий и сооружений» Игоря Хорькова, были встречены весьма положительно даже признанными критиками любых действий местной власти. Сейчас как раз Михаилу Шарафутдинову, Игорю Хорькову, директору СМУП «Экопром» Михаилу Двуреченских и предстоит доказывать способность качественной работы муниципальных предприятий в новых условиях.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Игорь ДАНЬЧИН, первый заместитель главы администрации г. о. Сызрань

- ...основной формой размещения заказа является открытый аукцион в электронной форме... Учитывая то, что система непрерывно меняется с момента ее введения, сложно предположить, как будут развиваться события в будущем... Вопрос о привлечении муниципальных предприятий для реализации муниципальных нужд заказчиков г.о. Сызрань может решаться лишь по результатам проведенных конкурсных процедур...

Вячеслав АЛЕКСЕЕНКО, заместитель главы администрации г.о. Сызрань, руководитель КСиА

- По муниципальному заказу выполняют работы учреждения, подведомственные муниципальным учреждениям (это МУПы — «Благоустройство», «Служба эксплуатации зданий и сооружений», «ЖЭС», «Фармация» и др.). Считаем, что работы по содержанию и ремонту зданий и сооружений муниципальной собственности можно выполнять в рамках муниципального заказа...

Сергей ПРОКОФЬЕВ, председатель комитета Думы г.о. Сызрань по городской инфраструктуре и жилищно-коммунальному хозяйству

- Считаю, что одной из задач исполнительной власти является не только привлечение в город средств в рамках различных федеральных и областных программ, но и организация качественного исполнения этих программ. Не менее важно, чтобы средства бюджета оставались в городе, осваивались здесь, не выпадали из оборота. Тогда они превратятся и в рабочие места, и в налоги в местную казну. Естественно, муниципальные предприятия в этом должны быть задействованы по самому широкому из возможных вариантов.

Михаил ДВУРЕЧЕНСКИХ, директор СМУП «Экопром»

- Проблема с доступом к муниципальным контрактам фирм, у которых все активы — блокнот и ручка или, по нынешним временам, ноутбук да еще полтора сотрудника, не нова. Конечно, их реальные возможности по исполнению контрактов необходимо жестко контролировать. Желательно проверять наличие техники, специалистов, не говоря уже об опыте работы. По моему мнению, все это должно четко регламентироваться. Тогда и проблем будет меньше, и качество работ выше.

Михаил ШАРАФУТДИНОВ, руководитель МБУ «Благоустройство»

- В первую очередь хочу отметить, что в МБУ «Благоустройство» хороший коллектив. В т. ч. и для закрепления специалистов на предприятии с 1 апреля на 10% увеличена заработная плата. Это не разовая акция. Планируем, что с 1 июля она возрастет примерно в таком же размере. Прорабатывается и вопрос с приобретением новой техники, рассматривается возможность внедрения современных технологий. Необходимо и расширение муниципального задания, касающегося как санитарной очистки города, так и его благоустройства. Работа над этим также ведется.