Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (502) | 28 апреля 2014г.
 

Доступный алкоголь

«Гермес-Торг» умеет зарабатывать на вредных привычках

ИА «Центр-Инфо»

В апреле депутаты Думы г.о. Тольятти (ТГД) решили в очередной раз засветить тему борьбы с алкоголизацией населения. Этот вопрос, действительно, тревожит общественность, а его обсуждение в стенах думы отлично подходит для поднятия собственного рейтинга. Между тем проблема становится все острее во многом благодаря торговцам, сумевшим легализовать схемы бесконтрольных продаж спиртосодержащей продукции. По такой схеме под вывеской «Город. Ру», к примеру, работает ООО «Гермес-Торг» Алексея ЗАВАРЗИНА. Депутаты между тем даже вслух не произносят название этой организации, наверное, прекрасно понимая, какие лица курируют работу торговой сети «Город. Ру».

Бизнес под крышей

Месяц назад была реализована очередная инициатива федерального центра в рамках борьбы с алкоголизацией населения. 11 марта 2014 г. вступил в силу приказ Росалкогольрегулирования об увеличении отпускной цены на крепкую алкогольную продукцию, реализуемую в розницу. С этого момента покупка поллитровой бутылки водки в магазине обойдется минимум в 199 р. Для части граждан такие расценки покажутся чрезмерно высокими. Как следствие, можно ожидать уменьшение потребления спиртных напитков.

Подобная инициатива могла бы быть эффективной, если бы не было альтернативы. А такая альтернатива есть. В частности, предлагает ее ООО «Гермес-Торг», занимающееся реализацией спиртосодержащей жидкости в табачных киосках. По крайней мере, при покупке в киоске «Город. Ру» т.н. тоника был выдан кассовый чек на юрлицо ООО «Гермес-Торг». Флакон тоника с красным перцем объемом 100 мл, содержащий 75 % чистого алкоголя, можно приобрести всего за 13 р. Визуальное наблюдение показало, что данная продукция пользуется неплохим спросом.

По данным ЕГРЮЛ, «Гермес-Торг» принадлежит Алексею Заварзину. Он же числится в должности директора данной фирмы. Зарегистрирован «Гермес-Торг» на ул. Карбышева, 2. По данным ЕГРЮЛ, основным видом деятельности «Гермес-Торга» является розничная торговля табачными изделиями, что соответствует профилю сети «Город. Ру».

Карбышева, 2 можно считать корпоративным адресом фирм, так или иначе связанных с бизнесом дружественных Заварзину лиц. К числу этих лиц относят бывших сотрудников силовых ведомств Тольятти. Здесь же базируется информационный портал tltgorod.ru, от которого, судя по всему, получила свое название торговая сеть «Город. Ру».

Можно выпить

Продажа спиртосодержащей жидкости в киосках «Город. Ру» ведется давно. Но с каждым очередным повышением цен на алкоголь желающих приобрести сомнительный аналог спиртных напитков, судя по всему, становится все больше. Но здесь стоит задаться вопросом, каким образом бизнесмены могут продавать спиртосодержащую жидкость в табачных киосках, не привлекая внимание правоохранительных органов.

Владельцам киоска странная надпись на стене, судя по всему, не мешает вести торговлю
Владельцам киоска странная надпись на стене, судя по всему, не мешает вести торговлю

Исчерпывающие разъяснения даются на сайте ООО «Биомед» -дистрибьютора производителя тоников, настоек и прочей продукции ООО «МедСтар». «По законодательству продукция может реализовываться как оптом, так и в розницу, через аптечные сети, через магазины парфюмерии и косметики без каких-либо специальных сопроводительных документов, касающихся оборота спиртосодержащей продукции (постановление правительства №401 от 25 июня 2007 г.; код ОКП 915823; ОКП 915835), т.к. попадает в перечень парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Таким образом, нет посерийного учета со стороны Центра Контроля Качества, которому подвергаются субъекты фармацевтического и парфюмерно-косметического рынка», — сообщает «Биомед».

Такая правовая коллизия позволяет продавцам не опасаться понести наказание. При этом, по подсчетам специалистов, в России ежегодно регистрируется до 500 тыс. смертей, связанных с употреблением алкоголя. И «Гермес-Торг», судя по всему, участвует в формировании этой статистики, хотя формально не имеет отношения к рынку алкоголя.

Стоит отметить, что «Гермес-Торг» реализует продукцию, произведенную не только самарским «МедСтаром», но и продукцию ООО ПКП «T-Косметикс», зарегистрированного в г. Владикавказе. Причем граждане, злоупотребляющие алкоголем, вряд ли будут интересоваться происхождением спиртосодержащей жидкости и ее качеством. А учитывая то, что контролирующие органы ограничены в участии в процессе оборота товаров парфюмерно-косметического рынка, производитель может выдавать продукт и вовсе не пригодный для пищевых целей. Что, собственно, и указывается на этикетке товара. Хотя по факту и производители, и продавцы прекрасно понимают, для каких целей приобретается эта спиртосодержащая жидкость.

При этом наносится прямой ущерб бюджету Самарской обл. Если годовой объем спиртосодержащей жидкости, реализованной через ларьки «Город. Ру», конвертировать в алкогольную продукцию, подлежащую обложению акцизами, можно только представить, какое количество налогов могла получить региональная казна. Пока что в выигрыше остаются только хитроумные предприниматели.

И покурить

Привлекает внимание и другое обстоятельство. На отдельных киосках «Город. Ру» можно встретить надписи непонятного содержания.

На стену киоска нанесены слова «Миксы», «Соли» и указан, судя по всему, номер телефона. Для многих такая роспись стен может казаться не более чем хулиганской выходкой. Однако это, наверное, не совсем так. Объяснение этим надписям дал нынешний мэр г. Екатеринбурга Евгений Ройзман. «В последнее время получили распространение курительные смеси и соли — это сленговое название. Когда дети видят на стенах надписи «спайсы, соли, легалка, миксы, куреха», они знают, о чем идет речь. Специально для взрослых хочу объяснить. Если вы видите, что возле школы написано «спайсы, миксы, легалка» и номер аськи или номер телефона, то в переводе на русский язык там написано следующее: «Превращу твою дочь в грязную проститутку. Быстро». Или: «Превращу твоего сына в подлое животное. Гарантированно», — предостерегал Ройзман жителей города во время своего визита в Тольятти в мае 2013 г.

К Ройзману, конечно, можно относиться по-разному, но то, что т.н. курительные смеси уже погубили немало жизней, об этом знают, наверное, все. И что по этому поводу заявляют компетентные органы? На прошлой неделе Муниципальное казенное учреждение «Охрана общественного порядка» (ООП), подведомственное департаменту общественной безопасности мэрии г.о. Тольятти, распространило сообщение: «На улицах нашего г. Тольятти все чаще появляются надписи «СПАЙС» с номерами сотовых телефонов, по которым можно их купить или заказать под видом ароматических трав или курительных смесей. Появляются эти объявления на фасадах домов и остановок общественного транспорта, на стенах магазинов и торговых павильонов, особенно в тех местах, где вероятнее всего в течение дня может пройти наибольшее количество людей и увидеть их».

Довольно точное описание. Но эти надписи жители видят уже не первый год. Сколько могло за это время погибнуть людей, пристрастившись к пагубной привычке? В то же время разосланный ООП релиз еще не означает, что компетентные органы начнут предпринимать меры по разоблачению торговцев смесями.

Можно только догадываться, каким образом аналогичная надпись появилась на киоске «Город. Ру». Скорее всего, это случайность. Однако владельцы киоска либо продавцы не могли не заметить это объявление. Тогда возникает вопрос: почему надпись продолжала привлекать внимание горожан, а не была закрашена?

То, что подобная практика идет вразрез с позицией партии «Единая Россия», мнением федерального центра, правительства Самарской обл. и руководителей местного уровня, не вызывает сомнений. Но жажда наживы, по всей видимости, заставляет коммерсантов не слышать призывы к борьбе с болезнями общества.