Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (502) | 28 апреля 2014г.
 

Нагнетают страсти

Перспективы полигона «Тимофеевский» не дают покоя его хозяевам

Егор Кошеров

В мае на заседание Думы г.о. Тольятти должны быть вынесены итоги проверки Контрольно-счетной палатой г.о. Тольятти (КСП) деятельности ОАО «ЗПБО». Проверка в большей степени связана с процессом выделения и освоения ЗПБО субсидий на переработку и утилизацию ТБО населения Тольятти. Это около 70 млн р. в 2013 г. Получателем данных субсидий неоднократно пыталось стать ООО «Эко Рециклинг Групп» (ЭРГ), которое даже через УФАС по Самарской обл. запустило процесс по устранению дискриминирующих условий. Но и после их устранения ЭРГ так и не смогло стать получателем субсидий. Директор ЭРГ Александр ГРИШАЕВ в апреле т.г. с охотой рассказывал городским СМИ, что написал заявление о привлечении мэра Тольятти к уголовной ответственности. Громкие заявления с учетом того, что весь процесс по установлению легитимности процедуры субсидирования прошел через арбитражные процессы, более напоминают желание любым способом понудить мэрию субсидировать деятельность ЭРГ.

Мощности уже не те

15 мая должны состояться повторные общественные слушания проекта дозагрузки полигона «Тимофеевский». Это не первый раз, когда ООО «Эколайн» пытается продлить эксплуатацию данного объекта. Так, в ноябре 2013 г. уже проходили общественные слушания проекта дозагрузки. После слушаний проект был направлен на государственную экологическую экспертизу. Судя по тому, что были назначены новые слушания, можно предположить, что госэкспертиза не дала положительного заключения.

Этот полигон был запущен в 2006 г., на тот момент одним из учредителей ООО «Эколайн» был Леонид Владельщиков. Стоит напомнить, что разрешительная документация на запуск полигона была получена в относительно короткие сроки. Срок службы полигона был определен в 9,5 года. Предполагается, что проект дозагрузки должен продлить этот срок еще на пять лет. Сегодня учредителем и директором ООО «Эколайн» является Андрей Лазуткин. Он до 2013 г. выступал одним из учредителей ЭРГ. Это может свидетельствовать, что оба юрлица (ЭРГ и Эколайн) работают в рамках интересов общего бизнеса.

Наличие полигона — это не только прибыльный бизнес для группы лиц, его контролирующих, это еще и возможность создать весомую конкуренцию в сфере переработки отходов. У ЭРГ существуют мощности по сортировке ТБО в 500 тыс. куб. м в год. Услуги же по сортировке и переработке без действующего полигона достаточно трудно предлагать: после данных процессов остаются т.н. «хвосты». Их-то и необходимо будет утилизировать на полигоне.

ЭРГ с 2012 г. пытается стать получателем городских субсидий на утилизацию ТБО. Тогда это было около 100 млн р. в год. Сегодня объемы субсидирования сокращены и составляют 70 млн р. в год. Единственным получателем субсидий с 2011 г. выступает ОАО «ЗПБО». Выделение данных средств происходит в соответствии с постановлением мэрии г.о. Тольятти № 71-п/1 01.04.2009 г. «О порядке предоставления субсидий на утилизацию ТБО и крупногабаритного мусора». Именно его действие ЭРГ долгое время пыталось заблокировать.

Пошли на мэрию

По заявлению ЭРГ в УФАС по Самарской обл. в отношении мэрии г.о. Тольятти было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По мнению заявителя, мэрия якобы создала дискриминационные условия доступа ЭРГ на рынок по утилизации ТБО и крупногабаритного мусора. В ходе проверки было установлено, что в соответствии с постановлением мэрии г.о. Тольятти субсидии предоставлялись юридическим лицам,

Подобных объектов, как полигон «Тимофеевский», не должно быть в границах городов и других поселений
Подобных объектов, как полигон «Тимофеевский», не должно быть в границах городов и других поселений

индивидуальным предпринимателям, имеющим специализированное оборудование по сортировке, которое позволяло принять объем ТБО, образующийся в Тольятти за один календарный год (1,15 млн куб. м). Кроме того, данное оборудование по сортировке ТБО, по переработке и обезвреживанию ТБО должно было снизить объем отходов до величины не более 25% от первоначального объема. Постановлением предусмотрен заявительный характер предоставления субсидии.

В связи с тем, что ЭРГ не обладало производственной мощностью переработки 1,15 млн куб. м ТБО в год, ему со стороны мэрии было отказано в предоставлении субсидий. Проверкой УФАС было выявлено, что мэрия г.о. Тольятти согласовала производственную программу с ООО «Повтор» и ЗПБО. В этой производственной цепочке 100% объемов отходов направляется на предварительную сортировку в ООО «Повтор», входящее в ГК «ЭкоВоз», с дальнейшей транспортировкой несортируемых отходов на переработку методом биокомпостирования на ЗПБО. При этом единственным получателем субсидии здесь является ЗПБО.

«В действиях мэрии г.о. Тольятти по принятию постановления мэрии г.о. Тольятти №4222-п/1 «О внесении изменения в постановление мэрии г.о. Тольятти №71-п/1» и выделению ОАО «ЗПБО» субсидий при отсутствии необходимой производственной мощности содержались признаки создания дискриминационных условий для иных хозяйствующих субъектов, в т.ч. ЭРГ», — решило УФАС.

12 июля 2013 г. мэрии было предписано устранить выявленные нарушения. Далее мэрия безрезультатно обжаловала предписание в судах первой и второй инстанции 27 ноября 2013 г. и 10 февраля 2014 г. соответственно. 6 марта 2014 г. мэрия г.о. Тольятти исполнила предписание, выданное УФАС по Самарской обл., по результатам проверок. Мэрия Тольятти внесла необходимые изменения в постановление о субсидиях. Однако даже это не помогло ЭРГ в 2014 г. оказаться в числе получателей субсидий.

Видимо, понимая, что в результате внесенных изменений ситуация для ЭРГ не сильно изменится, заинтересованные лица начали новый заход. Они сумели сделать так, чтобы КСП начала проверку освоения городских субсидий ЗПБО. В мае результаты проверки должны быть вынесены в Думу т.о. Тольятти для ознакомления. Однако уже сегодня специалисты предполагают, что вокруг полученных результатов может начаться серьезная полемика. Причем не по причине каких-либо отклонений, а ввиду ангажированности некоторых из депутатов лицам, причастным к Эколайну и ЭРГ. Если этот прогноз подтвердится, то впору будет говорить, что группа ЭРГ могла заранее начать вести параллельно несколько процессов: влиять на изменение условий выделения субсидий и одновременно с этим готовиться к увеличению ресурса полигона. Но существенные положительные . результаты для группы ЭРГ пока не так очевидны.

Судьба полигона под вопросом. Как отмечают профильные специалисты, в рамках существующих нормативов в черте города не должно быть действующих полигонов по захоронению ТБО. Таким образом, в отношении полигона «Тимофеевский» можно ожидать развития следующего сценария: по выработке изначальной проектной мощности он закроется на рекультивацию. Такая перспектива могла сподвигнуть руководство ЭРГ на резкие действия.

Гришаев не успокаивается

В апреле директор ЭРГ Александр Гришаев распространил информацию, что ЭРГ подало заявление в ГУ МВД Самарской обл. с требованием привлечь мэра Тольятти и ряд его подчиненных к уголовной ответственности по статье 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции». Об этом стало известно из целого ряда сообщений в городских СМИ. Поводом для обращения в правоохранительные органы стало якобы несправедливое, по мнению заявителя, распределение муниципальной субсидии на утилизацию бытовых отходов и крупногабаритного мусора. И это притом что мэрия в итоге исполнила предписания УФАС и УФАС согласилось с тем, как это было исполнено.

Примечательно, что директор ООО «ЭРГ» Александр Гришаев в своем заявлении на имя начальника областного ГУ МВД Юрия Стерликова указал, что тариф на утилизацию отходов его организация заявила более низкий, чем ОАО «ЗПБО». У ООО «ЭРГ» он составил 85,3 р. за утилизацию кубометра мусора, а ОАО «ЗПБО» за аналогичные услуги получило из бюджета по 113,86 р. за каждый куб ТБО. Но при этом упускается из внимания, что несортируемый остаток с ЗПБО везется в качестве ре-культивационной массы на полигон МУПП «Экология». А такой же остаток ЭРГ, скорее всего, предложит утилизировать на полигоне ООО «Эколайн», где стоимость захоронения составляет около 90 р. за 1 куб. м. В то время как ряд самарских полигонов данную услугу оказывают за 30 р. куб. м. Разница очевидна. Складывается впечатление, что Гришаев мог сделать ставку на то, что в полиции в этих нюансах не сумеют разобраться. Если у Гришаева и вправду были такие мысли, то ему не позавидуешь.

Известно еще, что Гришаев написал обращения губернатору Самарской обл. Николаю Меркушкину, облпрокурору Мурату Кабалоеву и в администрацию президента с просьбой проконтролировать ход расследования.

Это очень уместное обращение в данной ситуации. Ведь УФАС в ходе своей проверки по постановлению мэрии с дискриминирующими условиями, судя по всему, пошло дальше, чем ожидал заявитель. УФАС выявило, что Эколайн является доминирующим на рынке по размещению ТБО. В сентябре 2013 г. антимонопольный орган включил эту компанию в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. Эколайн безуспешно пытался оспорить данные действия УФАС, но 11 апреля арбитражный суд оставил в силе этот неудобный для него приказ.

Сейчас полигон является своеобразной базой для бизнеса Эколайна и в какой-то степени ЭРГ. С утратой полигона данная группа влияния может утратить бизнес целиком. В такой ситуации найти способ удержать рынок в Тольятти любой ценой становится понятным. Вопрос лишь в том, что в итоге получит Тольятти. В данной ситуации стоит напомнить, что Тольятти — уникальный для всей России город, где перерабатывается 100%-ный объем коммунального мусора, при этом, как прозвучало в ходе доклада мэра по итогам 2013 г., доля неперерабатываемого мусора снизилась до 21%. Агрессивная же политика ЭРГ по понуждению мэрии к финансированию своего бизнеса может привести к тому, что город вернется на прежний уровень обращения с отходами. Апрельские поджоги контейнеров ГК «ЭкоВоз» дают повод для далеко идущих выводов.