22 апреля на заседании Самарской губернской думы (СГД) были внесены очередные изменения в бюджет. Расходы облбюджета в 2014 г. составят 156 млрд р., доходы -137,6 млрд р., дефицит -18,3 млрд р. Одним из основных источников формирования бюджета является налог на прибыль организаций. Платят его только компании, зарегистрированные на территории субъекта РФ. И здесь возникает новая угроза благополучию нашего региона. В последнее время в госконтрактах, реализуемых на территории Самарской обл., все чаще участвуют пришлые компании. Исполняя заказ в Самарской обл., налоговые отчисления они производят не здесь, а по месту прописки. В результате бюджетная обеспеченность региона начинает хромать.
В своих выступлениях губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин особое внимание уделяет необходимости увеличения доходной части бюджета. Один из основных источников пополнения региональной казны — налоговые поступления, в первую очередь налог на прибыль организаций (НПО). По словам Меркушкина, по показателям бюджетной обеспеченности за последние три года Самарская обл. потеряла 27%. Согласно Налоговому кодексу РФ, НПО платится по месту регистрации компании, независимо от географии ее деятельности. 5 апреля 2012 г. был принят Федеральный закон (ФЗ) № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регламентирует полный цикл госзакупок. Он призван существенно повысить качество обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению контрактов. При этом закон о контрактной системе должен был обеспечить прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, а также предотвратить коррупцию и другие злоупотребления. На практике «подводные течения» на рынке госзакупок все еще сохраняются. В погоне за получением госзаказов крупные компании пытаются вытеснить с региональных рынков местных игроков самыми изощренными способами. Согласно бюллетеню «Московские торги», за 2012 г. Самарская обл. заключила 139 контрактов только с московскими поставщиками на общую сумму 203,39 млн р. На данный момент обрабатывается информация за 2013 г. Но, учитывая тенденцию, можно предположить, что сумма контрактов с москвичами значительно возрастет. 30,1 тыс. закупок было объявлено заказчиками Самарской обл. в 2013 г. Из бюджета выделено 76,7 млрд р. для исполнения контрактов. Порядка 30% досталось компаниям из других регионов. Наиболее крупными заказчиками выступали региональное министерство строительства (более чем на 4 млрд р.), областное министерство транспорта и автомобильных дорог (почти 3,3 млрд р.), ГКУ Самарской обл. «Самарафармация» (более 1 млрд р.). Инорегиональные поставщики постепенно стали подменять в исполнителях самарских. Так, в апреле 2013 г. конкурс на поставку диетического питания до конца года для трех крупных медучреждений области на общую сумму 118,9 млн р. проходил странно. Все три контракта были объединены в один лот, хотя формально разные больницы имели право выбрать себе разных поставщиков. Оба участника конкурса — самарское ООО «Континент-Агро» и московское ООО «ПродФутСервис» -не были допущены к торгам. В таком случае ФЗ № 94 «О госзакупках» предусматривает проведение новых торгов. Однако госконтракт на 118,9 млн р. почему-то получила московская компания без торгов. Уместно также вспомнить ситуацию вокруг аукциона по определению подрядчика реконструкции пр. Кирова в Самаре от мостового перехода Кировский до Заводского ш. Согласно опубликованному 16 апреля протоколу рассмотрения заявок, за контракт стоимостью до 4,45 млрд р. сражались две компании, данные которых не были раскрыты. | | Доходная часть напрямую зависят от возможности участия самарских компаний в реализации крупных госзаказов
К торгам была допущена только одна фирма, и по закону аукционная комиссия имела право обязать министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. подписать договор с этим участником. При первой попытке провести аукцион контракт был отдан ЗАО «Волгоспецстрой», но тогда это решение аннулировала ФАС, признавшая, что с торгов незаконно было снято саратовское ОАО «Волгомост». В результате торги возвращены на этап подачи заявок. До завершения этапа подачи заявок ФАС уведомила о принятии к рассмотрению жалобы ООО «Производственно-техническая база- СДС» (ПТБ-СДС). Данная компания близка к ОАО «Волгомост». При этом предприятие ПТБ-СДС не зарегистрировано на аукционной площадке и даже не имеет допуска СРО. Однако это не помешало компании подать жалобу. Несмотря на наличие жалобы, министерство транспорта решило заключить контракт с ЗАО «Волгоспецстрой». Тем не менее ожидается, что ОАО «Волгомост» продолжит активно внедряться на рынок госзаказов, реализуемых в Самарской обл. Сегодня этот игрок уже набрал солидный портфель госзаказов в Москве и Московской обл., а сейчас готов двигать и самарских подрядчиков. Существует и еще одна категория компаний, чинящих препятствия добросовестным исполнителям госконтрактов в регионе. Формально эти компании зарегистрированы в Самаре, но фактически не имеют никаких активов и создаются исключительно для участия в торгах. В результате демпинга цены им удается побеждать в аукционах. В дальнейшем они фактически начинают торговать подрядами, нанимая себе субподрядчиков. Учитывая «откаты», денег на производство работ у субподрядчиков остается достаточно мало и работать им приходится почти с нулевой рентабельностью. Неучастие в госзаказах для местных компаний может обернуться фактическим крахом. Депутат Самарской губернской думы Алексей Чигенев считает, что при заключении госконтрактов стоит учитывать фактор территориального расположения. «Насколько я знаю, в Республике Татарстан, Башкирии и даже в Московской обл. большинство госзаказов уходит исключительно местным компаниям. Только на те виды госзаказов, где не хватает местных сил, привлекаются сторонние организации, чтобы госзаказ был исполнен. Я считаю, что все это отражается на развитии местного предпринимательства и местных организаций», — говорит Чигенев. Директор гильдии финансистов Самарской обл. Дмитрий Яковенко считает, что получение госзаказов компаниями из других регионов имеет в т.ч. и социальную опасность. «Зачастую фирмы, работающие в Самарской обл. на господрядах, привозят с собой в т.ч. своих сотрудников. А это значит, что возможен рост безработицы среди населения нашей области, — поясняет Яковенко. — Кроме того, лишившись госзаказов, местные компании уже не имеют возможности в полной мере оказывать социальную поддержку своим сотрудникам». Порой крупные госзаказы отдают малознакомым компаниям, которые до этого фигурировали разве что в уголовных делах. Так, 6 октября 2011 г. ООО «СпецСтрой», генеральным директором и учредителем которого является Юрий Давыдов, оказалось единственным участником тендера по лоту «Реконструкция и техническое перевооружение производственной базы ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» для обеспечения серийного изготовления ракетоносителя (РН) «Союз-2». Цена лота — более 2,93 млрд р. Работы по контракту должны продолжаться до 2016 г. Определенные выводы о методах работы «Спец-Строя» можно было сделать, ознакомившись с приговором, | | вынесенным 3 октября 2012 г. Ленинским районным судом г. Самары в отношении директора ООО «Строй-Спецтехно» Александра Харитонова. В этом деле фигурировали и «ЦСКБ-Прогресс», и «Спец-Строй». По логике, выполнение работ для такого стратегически важного заказчика, как «ЦСКБ-Прогресс», должна выполнять опытная и обладающая всеми необходимыми навыками и компетенциями компания. Но еще на стадии проведения тендеров все выглядело безальтернативно: в них приняла участие коммерческая организация ООО «СпецСтрой», а не, к примеру, представительство ФГУП «Главное управление специального строительства по территории ПФО при Федеральном агентстве специального строительства» в Самарской обл. Примечательно также, что получение госзаказа компаниями из других регионов не гарантирует его качественное исполнение. Пример — стадион «Кристалл» в Жигулевске, который реконструируется с 2005 г. Одним из главных подрядчиков строительных работ являлось московское ООО «ЧП «Киселев и Ко». Компания работала на объекте с 2006 по 2009 гг. По контракту ЧП освоило 137,4 млн. р. Однако до конца выполнить работы так и не смогло. Учитывая темпы строительства в Самарской обл., особенно в преддверии ЧМ по футболу 2018 г., стоит ожидать дальнейшей экспансии крупных игроков в этой отрасли на рынок госзаказов региона. | Комментарии | |
Алексей ЧИГЕНЕВ, депутат Самарской губернской думы - Если компании не уверены в своей стабильности, возможности получать госзаказы, то не происходит модернизации производства, обновления техники. В итоге эти компании могут прекратить свое существование. Соответственно, региональные задачи по пополнению доходной части бюджета, увеличению количества рабочих мест не могут быть исполнены по определению. Это, в свою очередь, отражается на решении социальных проблем. Не секрет, что если приходит компания из другого региона, то ни о какой социальной поддержке работников, которых она будет нанимать, не идет речи. А возможно, что иногородние компании будут привозить своих сотрудников. Это не идет во благо для самарских жителей, и я считаю, что это большой минус. Дмитрий ЯКОВЕНКО, директор гильдии финансистов Самарской обл. - С одной стороны, наличие конкуренции — это хорошо, таким образом, снижается стоимость госзаказа. В некоторых случаях у компаний из других регионов больше техники, они пользуются более современными технологиями. Но существует и налоговый момент. По закону, если компания, по крайней мере в дорожном строительстве, работает на объекте больше одного месяца, то они должны зарегистрировать обособленное подразделение. Но зачастую этого не делается. Компания уплачивает НДФЛ в местный бюджет. Но налог на имущество не платится, поскольку оно находится по месту нахождения головного офиса. Также не уплачивается транспортный налог, т.к. специализированная техника от него освобождена. Налог на прибыль в полном объеме уплачивается по месту регистрации головной фирмы. Так что мы можем говорить о недополученных налоговых платежах. Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» - Вряд ли самарским компаниям стоит делать ставку только на участие в строительстве объектов к Чемпионату мира. В городе и регионе есть множество других, весьма привлекательных проектов, где они могут принять участие. Кроме того, никто не запрещал им осуществлять экспансию в другие регионы страны, особенно если они чувствуют в себе силы справиться с серьезной конкуренцией на этом рынке. Что же касается участия в строительстве объектов к ЧМ-2018, то и тут не все потеряно для местных компаний. Во-первых, еще не по всем объектам проведены конкурсы. Во-вторых, объекты, на которые уже проведены конкурсы, весьма велики и там потребуются субподрядчики, которыми и могут стать местные компании. |