Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (500) | 14 апреля 2014г.
 

Уплыть от проблем

Вкладчикам проекта «Ладья благополучия» было бы полезно знать о других делах Юрия Пинегина

Егор Кошеров

На прошлой неделе ОАО «Яхт-клуб «Химик» (г. Тольятти) раскрыло список аффилированных лиц по итогам I кв. 2014 г. В качестве члена совета директоров в нем значится Юрий ПИНЕГИН, он же возглавляет совет директоров. В качестве владельца 74,99% акций ОАО «Яхт-клуб «Химик» значится ООО «ЛСК-Монолит», выкупившее этот пакет акций у ЗАО «Айрон» Александра ДОВГОМЕЛИ. ОАО «Яхт-клуб «Химик» -достаточно проблемный актив. Для его развития потребуется колоссальное количество средств, тем более его участок имеет массу ограничений по использованию. Между тем, судя по настрою Пинегина, он, вероятно, уже нашел инструмент для сбора средств. Чтобы понять, что из себя представляет этот инструмент, достаточно обратить внимание на то, что офис по сбору средств на проект «Ладья благополучия» Пинегин уже разместил на территории яхт-клуба.

Прикупил яхт-клуб

Из раскрытой информации стало известно, что с 15 октября 2013 г. основным акционером ОАО «Яхт-клуб «Химик» стало ООО «ЛСК-Монолит» с долей более 74,99%. Единственным учредителем ООО «ЛСК-Монолит» является Оксана Пинегина. Ее супруг Юрий Пинегин — директор ООО «ЛСК-Монолит». 26 декабря 2013 г. Юрий Пинегин вошел в совет директоров ОАО «Яхт-клуб «Химик», а затем и возглавил его.

Примечательно, что в годовом отчете ОАО «Яхт-клуб «Химик» по итогам работы за 2012 г. при описании перспективных направлений развития общества было сказано: «Для стабильной работы клуба дальнейшее развитие ОАО «Яхт-Клуба «Химик» связано со значительными вложениями, а именно, планируется: строительство кафе площадью 500 кв.м на 100 посадочных мест для отдыха горожан; строительство тренажерного зала...». При этом убыток общества за 2012 г. составил 189 тыс. р. Это свидетельствует о том, что общество за собственные средства не может реализовывать данные инвестиционные проекты. Однако планы строительства на территории яхт-клуба уже одобрены вторым акционером компании — мэрией Тольятти, которой принадлежит чуть более 25% ОАО «Яхт-клуб «Химик». В то же время в городском бюджете 2014 г. не предусмотрены средства на строительство либо инвестиции в ОАО «Яхт-клуб «Химик». Следовательно, это должен сделать второй акционер яхт-клуба.

Со сменой основного владельца общества стало очевидным, что дальнейшее «развитие» ОАО «Яхт-клуб «Химик» будет идти в рамках интересов ООО «ЛСК-Монолит», интересов Юрия Пинегина и его ближайших партнеров. Об этом свидетельствует переезд офиса продаж «Ладьи благополучия». Реализацию этого проекта Юрий Пинегин начал задолго до покупки яхт-клуба. Он подразумевает возведение коттеджей в полях, расположенных севернее с.п. Подстепки. Однако этот проект Пинегина уже успел столкнуться с рядом серьезных проблем. Главная из них — обеспечение будущего поселка в полях всей необходимой коммунальной, инженерной инфраструктурой и объектами соцкультбыта.

Подумал о рисках

У Пинегина достаточно обширный опыт ведения и участия в проектах как жилой застройки, так и коммерческой недвижимости, выполняющей функции жилой. Тут можно привести в пример близкий ему объект ЗАО «АвтоВАЗстрой» «Золотой берег». Внешне это выглядит как построенный в Портпоселке Тольятти на берегу Волги микрорайон из нескольких многоквартирных домов. Хотя заказчик строительства предпочел назвать его базой отдыха. В противном случае стройка была бы признана незаконной. Однако возведение «Золотого берега» и проект «Ладья благополучия» — совершенно разные вещи. Причем не только по масштабам. По ряду причин проект «Ладья благополучия» рискует оказаться в числе долгостроев. В этом случае те немногочисленные граждане, которые уже успели в него вложиться, могут на протяжении долгих лет лицезреть вокруг своих владений «вечную стройку». Весьма сомнительно, что именно в погоне за таким зрелищем люди делают свой выбор в пользу загородного жилья.

Если «Ладья благополучия» начнет испытывать проблемы финансового плана, то вряд ли это серьезно ударит по бизнесу Пинегина. Вложившись в яхт-клуб, он успел диверсифицировать свой бизнес и заблаговременно защитить себя от внешних неблагоприятных условий. Их сегодня в Тольятти немало. Одно из них — обвал на рынке жилья, который сегодня прогнозируют эксперты. Вот только рядовых «вкладчиков» проекта «Ладья благополучия» диверсификация бизнеса Пинегина вряд ли способна защитить. Не для того их привлекали в этот проект.

Зонирование участка яхт-клуба формально позволяет вести на нем строительство гостиницы и, соответственно, претендовать на получение разрешений. В то же время, учитывая существующую практику регистрации имущества яхт-клуба «Химик», зарегистрировать объект в прибрежной зоне на законных основаниях вряд ли получится. Это оказалось невозможно даже для профильного объекта — склада для хранения плавсредств. С этими проблемами столкнулся предыдущий владелец 74,99% акций яхт-клуба в лице ЗАО «Айрон» Александра Довгомели. Пришлось даже судиться, но сдвинуть ничего так и не удалось. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа отказал ОАО «Яхт-клубу «Химик» в регистрации прав на данный объект. Кроме того, договор аренды земельного участка ОАО «Яхт-клуб «Химик» удалось зарегистрировать только благодаря нетипичному решению Высшего арбитражного суда РФ, которым было отменено решение Федерального арбитражного суда Поволжского округа. Стоит отметить, что оба суда о регистрации прав инициировались мэрией Тольятти, что возможно только при наличии понимания между всеми учредителями общества. Возможно, все эти проблемы ОАО «Яхт-клуб «Химик» испытывал в силу отсутствия понимания между его предыдущим собственником и мэрией Тольятти.

Участь мэрии

В условиях, когда Пинегин нашел взаимопонимание с мэрией, нетрудно будет получать разрешительную документацию и сопровождение арбитражных процессов по регистрации прав. О том, что такое взаимопонимание присутствует, можно сделать вывод исходя из того, что застройка «Золотой берег», несмотря на очевидную несхожесть завершенного объекта с турбазой, была введена в эксплуатацию.

Кроме того, нынешняя мэрия Тольятти создала условия, при которых компания Юрия Пинегина смогла по остаточной стоимости приобрести недостроенное здание станции переливания крови на ул. 40 лет Победы, 39. Это наделило ее преимущественным правом выкупа земельного участка около леса площадью в 1,7 га. Довольно привлекательная территория для ликвидной жилой застройки. Известно, что после выхода публикации об этой ситуации в «Хронографе» этими событиями заинтересовалось министерство финансов Самарской обл. в рамках выявления неэффективных сделок по реализации областной и муниципальной собственности.

Инвестиционная деятельность ООО «ЛСК-Монолит» в отношении ОАО «Яхт-клуб «Химик» способна размыть блокирующий пакет акций мэрии в обществе и лишить город дальнейшего контроля над привлекательной территорией в водоохранной зоне. Это станет еще одним примером для областных властей, как чиновники тольяттинской мэрии создают условия перехода муниципальной собственности в пользу заинтересованного коммерческого лица. Сегодня мэрия Тольятти имеет в составе совета директоров ОАО «Яхт-клуб «Химик» всего одного представителя — это руководитель департамента управления муниципальным имуществом Анна Чижикова. Маловероятно, что она одна сумеет удерживать политику интересов муниципалитета в ОАО «Яхт-клуб «Химик».

Справка:

Вопросы, заданные Юрию Пинегину в ходе подготовки этого материала, на которые он не смог или не захотел дать ответ:

1. Почему офис отдела продаж «Ладьи благополучия» существует без договора аренды с ОАО «Яхт-клуб «Химик»? Как к этому относится муниципалитет, являющийся собственником Яхт-клуба «Химик»?

2. Каковы ваши планы относительно развития Яхт-клуба «Химик»? Планируете ли вы строить на его территории гостиницу? Каковы сроки реализации проекта?

3. Известно, что у ОАО «Яхт-клуб «Химик» уже возникали проблемы при регистрации недвижимого имущества на территории клуба. В частности, Росреестр отказал клубу в регистрации права собственности на склад комплектующих для плавсредств. Данный отказ обществу не удалось обжаловать и в судебном порядке. Каким образом вы планируете регистрировать новые строения на территории яхт-клуба?

4. Инвестиции ООО «ЛСК-Монолит» в ОАО приведут к дальнейшему уменьшению доли мэрии в обществе и, соответственно, к утрате муниципалитетом контроля над территорией. Как к этому относится второй собственник компании?

5. Какова, на ваш взгляд, может быть реакция областных властей, когда станет известно, что Тольятти может лишиться еще одного выгодного объекта в пользу коммерческого лица?

6. В данный момент вы ведете реализацию объектов с привлечением средств населения — «Ладья благополучия». На сайте данного проекта обозначено, что он является участником О ЦП «Стимулирование развития жилищного строительства в Самарской обл.». Плюс участие в данной ОЦП -это получение бюджетных субсидий на инфраструктуру, на создание мощностей для производства стройматериалов и пр. Учитывая, что чистая прибыль ООО «ЛСК-Монолит» уже несколько лет имеет отрицательные значения, то источником инвестиций в яхт-клуб могут стать именно средства, привлеченные по другим проектам, и субсидии. На какие средства вы планируете вести строительство на территории яхт-клуба?

7. Как, на ваш взгляд, отреагирует население, вкладывающее свои средства в строительство объектов в ЖК «Ладья благополучия», поняв, что его средства могут идти на строительство сторонних объектов?

8. Среди преимуществ проекта «Ладья благополучия» указано: «Близость к городу — всего 6 км от г. Тольятти. До поселка легко добраться как на личном, так и на общественном транспорте. Автомагистраль Ягодинское шоссе планируется к 2015 г. расширить до 4 полос». Руководству проекта, видимо, один из потенциальных покупателей еще в феврале 2013 г. посредством социальной сети через Интернет задал вопрос: «Подскажите, пожалуйста, как будет организован въезд и выезд из поселка на дорогу Тольятти -Ягодное? При выезде в город получается поворот налево на трассу со скоростью до 70 км/ч. Будут ли установлены светофор, остановка общественного транспорта и пешеходный переход?». Почему вы избегаете ответа на данный вопрос, учитывая, что проектные работы по строительству данного участка дороги уже запущены? Когда вы планируете подавать заявку на подключение вашего проекта к дорожной сети?