Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (499) | 7 апреля 2014г.
 

Нашли крайнего

В СКС попытались переложить ответственность за невыполнение инвестпрограммы на мэрию

Сергей Ромашов

В конце марта были рассмотрены отдельные нюансы взаимодействия МП «Самараводоканал» (СВК) и ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС). Речь об исполнении обязательств, возникших у СКС до передачи имущества в соответствии с действующим договором аренды. Обсуждение обязательств откладывалось из-за командировок теперь уже экс-гендиректора СКС Ивана ЕФАНОВА. Видимо, Ефанов избегал темы с неисполнением СКС обязательств по реализации инвестпрограммы в части модернизации и развития водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) Самары. Отсутствие инвестиций вскоре может повлечь досрочное расторжение договора аренды с СКС.

25 марта на заседании комитета по строительству, имущественным и земельным отношениям Думы г. о. Самара (ДГОС) СКС представлял уже новый директор – Владимир Бирюков. Докладчик — директор СВК Дмитрий Астраханцев — отметил, что основным видом деятельности СВК на 2013 г. являлась сдача имущества в аренду, контроль над его использованием и оценка технического состояния, а также организация эксплуатации и техническое обслуживание не переданных в аренду инженерных сетей и сооружений. «За 9 месяцев 2013 г., по оперативным данным, доходы предприятия сложились в сумме 509 млн р. По состоянию на 1 октября 2013 г. дебиторская задолженность снизилась по сравнению с состоянием на 1 января 2013 г. в 2 раза и составила 551 млн р., в т. ч. по СКС- 223 млн р. Данная сумма сложилась из задолженности по договору аренды — 46 млн р., текущей задолженности по договору купли-продажи товарно-материальных ценностей — 99 млн р., просроченной задолженности со II кв. 2013 г. по договору на оказание услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (ЭТОиР) — 78 млн р. В связи с возникновением кассового разрыва, образовавшегося вследствие несвоевременной оплаты СКС задолженности по договору ЭТОиР № 7 от 1 июля 2012 г.,

СВК пришлось заключить кредитный договор с АКБ «Газбанк» на заем в сумме 110 млн р. Арендная плата СКС за 2013 г. составила 492 млн р. Однако с ноября 2013 г. СКС отказалось оплачивать договор №9 «Аренда автотранспортной техники». На данный момент задолженность по данному договору составляет 30 млн р.», — подчеркнул Астраханцев.

Также руководитель СВК отметил, что, несмотря на усилия департамента ЖКХ и администрации г. о. Самара, до настоящего времени мониторинг выполнения условий договора аренды имущества от 14 марта 2012 г., заключенного между СВК и СКС, несогласован стороной арендатора, в связи с чем осуществление объективного контроля за исполнением условий договора аренды затруднено.

Напомним, что по условиям конкурса и договора аренды СКС обязалось за три года выполнить необходимые мероприятия по улучшению показателей эффективности и надежности работы систем водоснабжения и водоотведения путем реализации инвестпрограммы на сумму порядка 3 млрд р.

Фактически эти средства инвестированы не были. Вероятно, поэтому Иван Ефанов и был отправлен в отставку, получив в качестве компенсации ни на что не влияющее место в совете директоров арендатора. Хотя разве только Ефанова следует винить в том, что СКС не смогло привлечь инвестиции? Вопрос скорее к руководству ОАО «Российские коммунальные системы», в структуру которого входит СКС.

Оправдываться перед депутатами за пассивность СКС в плане инвестиций пришлось Бирюкову. «Когда обсуждался вопрос по инвестициям СКС, то речь шла о том, что предприятию будут установлены долгосрочные тарифы. К сожалению, орган регулирования (мэрия) свои обязательства не выполнил. Поэтому вместо инвестпрограммы, которая планировалась на 2014 г. в размере 1,5 млрд р., у нас осталось только 256 млн р.», — пояснил Бирюков.

Впрочем, представители мэрии не вняли доводам Бирюкова, отметив, что в договоре аренды не было пункта, согласно которому муниципалитет должен утверждать тарифы для СКС вместе с инвестнадбавкой. Якобы такое предложение поступало от СКС, но принято оно не было. Арендатору было рекомендовано поискать средства на программу модернизации в другом месте, а кошельки жителей Самары оставить в покое (см. «Хронограф» № 3(490) от 3.02.14).

По итогам обсуждения члены комитета по строительству ДГОС поручили департаменту управления имуществом и департаменту строительства и архитектуры г. о. Самара подготовить заключение правового характера относительно взаимоотношений по исполнению конкурсной документации и условий заключенного договора между СВК и СКС в 2013 г. Заключение должно стать весомым аргументом в пользу досрочного прекращения полномочий СКС как арендатора.

Комментарии

Сергей АЛЕХИН, депутат Думы г. о. Самара

- Город никакого отношения к субъекту как регулятор не имеет. Я пытаюсь всячески выключить в себе директора тепловых сетей и остаться только депутатом в этом вопросе, что получается у меня с трудом. Когда начиналась вся история с передачей водопроводно-канализационного хозяйства Самары в аренду СКС, с городских трибун звучало, что пришел инвестор, который знает, в каком плачевном состоянии находятся сети, которым более 100 лет. Ни для кого это не было секретом. Теперь нам арендатор рассказывает о сложностях, связанных с отсутствием первоначальной диагностики существующих систем. Т. е. не знали, куда заходили. Хорошо, допустим. Но сваливать на регулятора все проблемы по отсутствию инвестиций странно. Есть такая вещь, как затратный метод регулирования. Вы сначала понесите расходы, а потом покажите их регулятору, и он обязан по закону их учесть. Но у СКС нет этих расходов.