Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (494) | 3 марта 2014г.
 

Есть где поискать

Экс-владельцы несостоятельного ВСБ не бедствуют

ИА «Центр-Инфо»

19 февраля ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) опубликовала смету планируемых расходов на проведение ликвидационных процедур в отношении ООО «Коммерческий Волжский социальный банк» (ВСБ) в период с 27 января по 31 марта 2014 г. С 14 февраля деятельность временной администрации по управлению банком прекращена. Продолжается формирование реестра требований кредиторов. Вполне возможно, что туда попадут компании, близкие экс-бенефициару ВСБ, депутату Думы г.о. Самара Вячеславу КУЗИНУ (на фото справа) и его партнерам. Хотя сегодня самое время занять Кузина другими делами, связанными с исполнением обязательств ВСБ перед кредиторами, в первую очередь из числа госучреждений. Однако пока ни правоохранительные органы, ни представители АСВ не спешат проводить работу по выявленным в процессе вывода активов из банка нарушениям.

На прошлой неделе АСВ опубликовала сведения о смете текущих расходов банка. На проведение ликвидационных процедур в отношении ВСБ с 27 января по 31 марта т.г. госкорпорация готова направить 72,5 млн р. Сразу видно, что в АСВ не привыкли ужимать себя в затратах. Тем более что после прекращения 14 февраля деятельности временной администрации, состоявшей из представителей АСВ и Центробанка РФ, вся полнота власти над банкротом передана в руки госкорпорации.

Теперь АСВ предстоит завершить формирование реестра требований кредиторов ВСБ, который предполагается закрыть через два месяца после признания кредитного учреждения банкротом. Участниками первого собрания кредиторов станут кредиторы, предъявившие свои требования в течение 30 календарных дней со дня опубликования сведений о признании ВСБ банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в период деятельности временной администрации.

Примечательно, что сразу же после сворачивания деятельности временной администрации — 18 февраля — в Арбитражный суд Самарской обл. поступил иск к ВСБ от ООО «ВСБ-Лизинг». Пока сумма требований лизинговой компании к банкроту неизвестна. Зато чувствуется, что ВСБ-Лизинг действует в интересах экс-участников ВСБ Вячеслава Кузина, Маргариты Андриановой и Евгения Абибулаева.

По состоянию на 31 декабря 2013 г. доли в ВСБ-Лизинге были распределены между двумя физлицами (одним из которых являлась Ирина Роготовская, а вторым, вероятно, председатель правления и один из участников ВСБ Валерий Кучканов, погибший в ноябре 2013 г.), ООО УК «ВСБ» и ООО «ВСБ Эссет менеджмент» (ВСБ-ЭМ).

Двум физлицам принадлежало 50% в уставном капитале ВСБ-Лизинга, ООО УК «ВСБ» — 30%, а ВСБ-ЭМ — 20%. При этом участниками УК ВСБ ранее в равных долях числились Кузин, Андрианова, Абибулаев и Кучканов, а ВСБ-ЭМ было поделено между Абибулаевым и Сергеем Прутковым. В августе 2012 г. УК ВСБ была переписана на Алексея Борисова, а ВСБ-ЭМ месяцем ранее стало собственностью исключительно Сергея Шуткова.

Свежие изменения случились 27 января 2014 г., когда УК ВСБ вышла из состава участников ВСБ-Лизинга, а ее долю и долю второго физлица забрала себе новая участница лизинговой компании Евгения Проскурякова. Сейчас Проскуряковой принадлежит 50% в уставном капитале ВСБ-Лизинга. По мнению наблюдателей, ротации участников были необходимы, чтобы у АСВ не возникло подозрений относительно того, кто в действительности стоит за претензиями ВСБ-Лизинга к банкроту.

Вскоре о своих требованиях к ВСБ могут заявить и другие компании, близкие экс-участникам банка. Например, СРОО содействия благоустройству области «Свежий ветер», основателями которой является вся вышеперечисленная четверка бенефициаров ВСБ. Любопытно, что в октябре 2013 г. Абибулаев с Кучкановым учредили ООО Консалтинговая компания «План Б». Согласно официальной информации на сайте компании, она предоставляет услуги по подбору оптимальных кредитных продуктов для физических и юридических лиц и предлагает бесплатные консультации по вопросам кредитования и рефинансирования. Сегодня «План Б» успешно работает, несмотря на смерть Кучканова. Судя по всему, на повестке для его партнеров остро стоит вопрос, кому отойдут доли погибшего банкира.

Тот же вопрос актуален для ООО «Аэропракт», где участниками записана все та же четверка. Основной вид деятельности Аэропрак-та — производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов. Также не стоит забывать про благотворительный фонд «ВСБ» с той же структурой учредителей. К слову, директор фонда Вячеслав Дубенский является помощником Вячеслава Кузина в Думе г.о. Самара. Соответственно, преимущество при разделе активов фонда наверняка будет на стороне Кузина.

Также Кузин вместе с Кучкановым продолжает числиться учредителем Самарской региональной общественной организации «Федерация джиу-джитсу».

Преуспевает и ООО «ВСБ-Аудит», где участниками записаны УК ВСБ, Кучканов и Абибулаев. Кучканов есть и среди учредителей ООО «Самарский завод электронного оборудования» (СЗЭО). До 2011 г. СЗЭО называлось ООО «Электронные платежи». Еще два участника СЗЭО — УК ВСБ и ООО «Борнео». Наконец, один из самых ценных активов экс-бенефициаров ВСБ — ООО «ИК «Восток-Инвест». Эта инвесткомпания, похоже, была приобретена с подачи Кузина и его партнеров осенью 2013 г. на замену стремительно падающему банку (см. «Хронограф» № 5 (492) от 17.02.14). Вопрос в том, на какие деньги? Уж не на средства ли клиентов ВСБ? И если так, то насколько правомерными были действия покупателей «Восток-Инвеста»?

Напомним, что еще 2 декабря 2013 г. на пресс-конференции с участием губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина и первого зампреда Центробанка РФ Михаила Сухова было заявлено, что в ходе проверки ВСБ «выявлены основания для возбуждения уголовного дела». В частности, в банке обнаружены факты вывода активов. Также сообщалось, что в ВСБ более 1200 кредитов было оформлено по ксерокопиям паспортов на физических лиц, которые их никогда в действительности не получали. Участники пресс-конференции заверили, что все собранные материалы будут переданы в правоохранительные органы. Однако ни органам, ни представителям АСВ, похоже, нет до слов губернатора никакого дела. По крайней мере, сведений о том, чтобы кто-либо из владельцев либо топ-менеджеров ВСБ был опрошен в рамках хотя бы доследственной проверки по поступившим материалам, до сих пор нет. А ведь ситуация не терпит отлагательств, учитывая, что на момент отзыва лицензии на счетах ВСБ зависли средства в т.ч. ряда госучреждений. Как АСВ собирается закрывать эту дыру и планирует ли госкорпорация обязывать владельцев банка отвечать по его обязательствам — загадка. А ведь достаточно всего лишь обратить внимание на обороты дружественного Кузину и его партнерам бизнеса.