Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (494) | 3 марта 2014г.
 

В назидание всем

Проектировщику стадиона к ЧМ-2018 урезали смету

Жанна Скокова

14 февраля стало известно, что в госконтракт на проектные работы по стадиону в Самаре к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 г. внесены существенные изменения. Теперь генпроектировщику в лице ГУП Самарской обл. институт «ТеррНИИгражданпроект» (ТНГП) предстоит уложиться с исполнением до конца 2014 г. Однако самым важным представляется то, что расходы ТНГП значительно снизили. Вместо 835,5 млн р. контракт теперь оценивается в 697,4 млн р. Такой подход правительства Самарской обл. гарантирует не только экономию, но и удаление от освоения бюджетных средств разного рода сомнительных подрядчиков.

Государственный контракт с ТНГП№ 524 на сумму 835,54 млн р. министерство строительства Самарской обл. подписало 22 января 2013 г. по итогам открытого конкурса. Предметом контракта обозначили выполнение проектных работ по объекту «Стадион на 45000 зрительских мест, г. Самара, в границах: Московское шоссе, Ракитовское шоссе, Волжское шоссе, ул. Ташкентская, Демократическая (проектно-изыскательские работы)». Срок исполнения контракта по документам поставили на декабрь 2015 г. Финансирование работ предполагалось вести за счет средств федерального бюджета (560 млн р.) и бюджета Самарской обл. (275,5 млн р.). По данным на ноябрь 2013 г., размер бюджетных средств, который ТНГП предстояло освоить по контракту до конца 2013 г., — 735 млн р. До декабря 2014 г. подлежало освоению 70 млн р. и до декабря 2015 г. — 30,5 млн р. В госпрограмме «Подготовка к проведению в 2018 г. Чемпионата мира по футболу» (ППЧМ), опубликованной в середине декабря, содержались несколько другие данные. Согласно им до конца 2013 г. ТНГП должно было освоить 590 млн р. (70,6% от стоимости контракта), до конца 2014 г. — 149,2 млн р. и до конца 2015 г. — 96,3 млн р. Расхождения по годам исполнения контракта и запланированным суммам в ППЧМ и на официальном сайте госторгов, по всей видимости, были связаны с изменениями в условия контракта, внесенными дополнительным соглашением от 5 ноября 2013 г. № 4. Однако ключевые изменения были внесены в контракт в феврале 2014 г. Так, 7 февраля стало известно о смене заказчика по госконтракту.

Уже скоро здесь начнется возведение стадиона
Уже скоро здесь начнется возведение стадиона

На основании соглашения № 1 от 6 февраля 2014 г. о переходе прав и обязанностей по государственному контракту № 524 от 22 января 2013 г. вместо Минстроя заказчиком работ стало ГКУ Самарской обл. «Управление капитального строительства». Причины смены заказчика в настоящий момент уточняются.

10 февраля на основании дополнительного соглашения № 5 были изменены сроки исполнения контракта и запланированные к освоению по годам суммы. Согласно изменениям, до конца 2013 г. ТНГП освоило не 735 млн р., как планировалось ранее, а всего 344 млн р. Эта сумма понадобилась, видимо, для подготовки проекта к госэкспертизе, которая в итоге была успешно пройдена в январе 2014 г. До конца 2014 г. ТНГП теперь предстоит освоить не 70 млн р., а 353,4 млн р. А на 2015 г. не запланировано ничего.

Получается, что общая стоимость контракта, который теперь предстоит исполнить строго до декабря 2014 г., снизилась с 835,5 млн р. до 697,4 млн р., или на 138,1 млн р. Эти изменения были утверждены дополнительным соглашением № 6 от 14 февраля 2014 г. В ближайшее время ТНГП готовится прокомментировать причины изменения сроков контракта и уменьшения его стоимости.

Показательно, что изменения в контракт с ТНГП последовали вскоре после сообщения о пересмотре системы финансирования бюджетных подрядов, инициированном областным правительством. В частности, из послания губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина к депутатам Самарской губернской думы и жителям региона следовало, что учреждениям необходимо изменить подходы к формированию заявок на финансирование.

«За счет снижения начальных цен по госконтрактам в этом году нами было сэкономлено 2 млрд р.», — пояснил Меркушкин, добавив, что те сметы, где цены на товары и услуги завышены, будут переданы в департамент по борьбе с коррупцией.

Похоже, что урезание контракта с ТНГП находится в прямой зависимости от новой политики правительства в сфере распределения бюджетных средств. Стоимость проектных работ по стадиону изначально представлялась чрезмерно завышенной. Опасения за нецелевое расходование бюджетных средств усилились, когда стало известно о причастности к проектированию объекта весьма малоизвестной в этой сфере деятельности компании — московского ООО «Фортек». «Фортек», ведущее непубличную деятельность и имеющее признаки, зачастую свойственные фирмам — «однодневкам», имело возможность взаимодействовать с основным субподрядчиком по проекту ООО «ПИ «Арена» без уведомления об этом генпроектировщика в лице ТНГП (см. «Хронограф» № 1 (488) от 20.01.14). Кроме того, «Фортек» могло исполнять функции, дублирующие функции ПИ «Арена». Вероятно, заказчик проекта вовремя обратил внимание на странную фирму и рекомендовал ТНГП исключить из проектно-сметной документации те виды работ, которые «Фортек» должно было выполнить в течение 2014 г. Отсюда, вероятно, и могло получиться снижение стоимости контракта.

Также не исключено, что перекроить сметы решило само руководство ТНГП, осознав, что именно оно несет всю полноту ответственности перед заказчиком, в т.ч. и по работам, якобы выполненным субподрядчиками. Тем более что сегодня в Самарской обл. уже не те времена, когда можно было совершенно безнаказанно заниматься различного рода приписками. Ожидается, что до конца 2014 г. стоимость работ по проектированию стадиона будет снижена еще. Например, за счет пересмотра смет для ПИ «Арена».