Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (492) | 17 февраля 2014г.
 

Завязали диалог

Бу Андерссон и Сергей Андреев провели рабочую встречу.

Борис Кротов

10 февраля президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу АНДЕРССОН провел свою вторую встречу с представителями исполнительной власти в качестве президента. На этот раз Андерссон встретился с мэром г.о. Тольятти Сергеем АНДРЕЕВЫМ. Первая рабочая встреча, вполне закономерно, состоялась с губернатором Самарской обл. Николаем МЕРКУШКИНЫМ. С Андреевым президент ОАО «АВТОВАЗ» осмотрел несколько объектов социальной инфраструктуры города, в т.ч. и объекты, ранее принадлежавшие ОАО «АВТОВАЗ». Однако ключевыми вопросами стало высвобождение персонала в ОАО «АВТОВАЗ», а также финансовая составляющая процесса взаимодействия в социальной плоскости.

Встреча Бу Андерссона и Сергея Андреева получилась обширной. Помимо рабочего совещания в мэрии Тольятти, где Сергей Андреев представил президенту АВТОВАЗа свою команду, участники встречи посетили тольяттинский драматический театр «Колесо», православную гимназию, МБОУ СОШ №67, ГБУЗ СО «ТКБ №5» и ледовый дворец «Лада-Арена». Выбор объектов для посещения был не случаен. Все они являются социально значимыми для Тольятти. Часть из них в том или ином виде получала помощь ОАО «АВТОВАЗ», другая — финансировалась напрямую в составе объектов соцкультбыта ОАО «АВТОВАЗ». Наряду с еще целым рядом объектов, которые маршрут объезда не затронул.

Процесс передачи непрофильных активов АВТОВАЗа в собственность муниципалитета начался задолго до прихода Бу Андерссона. Мэр Тольятти напомнил, что еще тогда была разработана и утверждена программа поддержки финансирования этих объектов. «В первый год на содержание переданных объектов, — сообщил мэр, — из федерального бюджета нам был выделен 1 млрд р., во второй год -только 50% этой суммы, а в третий -только 5%. К концу 2014 г. муниципальный долг достигнет 4 млрд р.». Безусловно, рассчитывать на то, что ОАО «АВТОВАЗ» будет участвовать в судьбе объектов в том объеме, как если бы они продолжали оставаться собственностью автогиганта, было бы как минимум наивно. Однако Группа «ГАЗ», которой руководил Андерссон с 2009 г. и до января 2014 г., выраженную социальную компоненту имеет.

Помимо внутренних программ социальной поддержки работников предприятий Группы, ГАЗ поддерживает несколько десятков объектов социальной сферы: музеи, спортклубы, дома культуры, библиотеки, пансионаты, медицинские учреждения, а также профильные учебные заведения в городах, где расположены предприятия компании. В 2013 г. общая сумма финансирования объектов социального значения составила более 200 млн р. Возможно, именно это обстоятельство подтолкнуло Сергея Андреева к обсуждению вопросов социально-экономического развития Тольятти. Впрочем, как было подчеркнуто, встреча носила ознакомительный характер. Андерссон дал понять, что АВТОВАЗ примет решение о поддержке тех или иных направлений после анализа ситуации. «Для меня слишком рано что-то отвечать на данную тему. Но я буду делать то, что важно для наших работников, и мы сейчас ведем диалог, чтобы понять, что поддерживать, а что — нет, это решение мы должны принять совместно», — прокомментировал он вопрос об участии автогиганта в судьбе хоккейного клуба «Лада».

Впрочем, на повестке дня были и вопросы, требующие ясности в относительно сжатые сроки. И в первую очередь это касается высвобождения персонала в ОАО «АВТОВАЗ». «У нас должно стать меньше руководителей, меньше бюрократии, ресурсы нужно использовать лучше. Я прошу вас понять, что оптимизация численности — лишь одно из 220 мероприятий. Мы будем делать это справедливо, в соответствии со всеми законодательными требованиями. Мы работаем над этим во взаимодействии с мэрией и губернатором. Для меня это очень важно», — заверил Андерссон. Глава региона Николай Меркушкин официально заявил о том, что процесс оптимизации кадрового состава не пройдет без участия региона и помощи тем высвобождаемым, которые в таковой будут нуждаться.

О том, что помощь региона понадобится в первую очередь в вопросах профессиональной переориентации высвобождаемого персонала, в ходе общения с Андерссоном сообщил Сергей Андреев. А вакансий в Тольятти достаточно, особенно если принять во внимание планирующийся в 2014 г. запуск Особой экономической зоны.

Другой стороной медали является сокращение ФОТ ОАО «АВТОВАЗ» в связи с оптимизацией численности персонала. И этот вопрос для городской казны является принципиальным, поскольку НДФЛ является одной из ключевых бюджетообразующих статей для Тольятти. По некоторым данным, ФОТ автогиганта сократится, только не пропорционально объемам оптимизации численности на АВТОВАЗе. А если точнее, сокращено будет лишь 20% ФОТ тех сотрудников, которые трудовые отношения с автогигантом прекратят. И это является важным для бюджета Тольятти решением. При этом мэрия Тольятти рассчитывает на скорейшее трудоустройство всего высвобождаемого персонала и готова этому содействовать.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г.о. Тольятти

- На АВТОВАЗе одним из элементов повышения эффективности является сокращение численности работников. В городе есть разные проекты и разные запросы на персонал от разных предприятий. Так, например, одной строительной компании требуется около 1 тыс. человек. Вопрос сейчас в квалификации тех людей, которые высвобождаются, и вопрос в возможности их переквалификации и адаптации к тем потребностям рынка труда, которые сейчас имеют место быть. И здесь, скорее всего, потребуется совместная работа с правительством Самарской обл.

Мы сделаем все, чтобы ни один человек не уехал из Тольятти и все нашли свое место на рынке труда. Поскольку потребность в трудовых ресурсах, подчеркну, у нас намного превышает объем предстоящих кадровых процессов в ОАО «АВТОВАЗ».