Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (487) | 23 декабря 2013г.
 

Спиной к клиенту

О работе над качеством обслуживания в Сбербанке пока заметно лишь по корпоративным слоганам

Екатерина Михасенок

До конца декабря могут появиться подробности по линии оспаривания Поволжским банком ОАО «Сбербанк России» (ПБСБ) ряда ненормативных документов управления Роспотребнадзора по Самарской обл. По мнению надзорного органа, ПБСБ, председателем правления которого является Владимир СИТНОВ (на фото), включает в кредитные договоры условия, ущемляющие права потребителей. На фоне пренебрежительного отношения ПБСБ к интересам таких крупных клиентов, как ОАО «Куйбышев-Азот» (КуАЗ), говорить о качестве обслуживания простых граждан и вовсе неудобно.

В Арбитражном суде Самарской обл. сегодня проходит три судебных процесса по заявлениям ПБСБ к управлению Роспотребнадзора по Самарской обл. В рамках одного из процессов банк намерен признать недействительным представление № 10/130675 от 23 октября 2013 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Выяснилось, что претензии надзорного органа вызвали условия, содержащиеся в договоре с банком на выпуск и обслуживание кредитной карты. Согласно этим условиям, Сбербанк при неисполнении или ненадлежащем исполнении держателем карты обязательств по оплате обязательных платежей и наличии просроченной задолженности по карте вправе без уведомления держателя поручать третьим лицам на основании агентских или иных договоров, заключенных банком с третьими лицами, осуществлять действия, направленные на погашение держателем просроченной задолженности по карте. Помимо того банк может предоставлять третьим лицам в соответствии с условиями агентских или иных договоров информацию и документы, подтверждающие права банка по договору,

в т. ч. о предоставленном держателю лимите кредита по карте, размере задолженности держателя по карте, условиях договора, а также информацию о держателе, в т. ч. содержащую его персональные данные. Судя по всему, этот пункт в договоре позволяет банку прибегать к услугам разного рода коллекторов.

По мнению Роспотребнадзора, данные условия нарушают ряд норм федерального законодательства — ст. 16 Закона РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Закона РФ № 395-1 от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности». Как следствие, происходит ущемление прав потребителей услуг ПБСБ.

Другие ненормативные акты, вынесенные Роспотребнадзором и обжалуемые ПБСБ, — постановление о назначении административного наказания № 10/133751 от 23 октября 2013 г. и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении №10/133658 от 13 ноября 2013 г. В одном из спорных документов говорится: «Причиной совершения данного правонарушения является бездействие должностных лиц, из-за отсутствия надлежащего контроля».

Вне зависимости от исхода судебных споров между ПБСБ и Роспотребнадзором, которые возникают с завидной регулярностью, наличие жалоб со стороны клиентов — серьезная недоработка, которой в ПБСБ, судя по всему, не придают особого значения. Возникает ощущение, что такие понятия, как социальная ответственность и повышение качества обслуживания клиентов Сбербанка, — всего лишь растиражированный усилиями ПБСБ миф.

Отношение ПБСБ к своим клиентам куда красноречивее всяких слов демонстрирует конфликт между кредитным учреждением и одним из крупнейших его вкладчиков -ОАО «КуАЗ». Инцидент даже стал предметом личного контроля у президента — председателя правления ОАО «Сбербанк России» Германа Грефа. Суть спора заключается в том, что в результате неисполнения Сбербанком обязательств по заключенным договорам предприятие понесло колоссальные потери. ОАО «КуАЗ» в рамках судебного разбирательства удалось взыскать с ПБСБ свыше 1,687 млрд р. В настоящее время Сбербанк пытается обжаловать принятые в пользу КуАЗ судебные акты (см. «Хронограф» №40 (484) от 2.12.13).

В таком случае чего следует ожидать рядовым потребителям услуг Сбербанка? По сути, им не остается ничего иного, кроме как обращаться в надзорные органы за защитой своих интересов. Между тем склонность ПБСБ к ущемлению прав потребителей услуг может негативно отразиться на показателях банка и подтолкнуть многих клиентов прибегнуть к услугам других кредитных учреждений. После чего Герман Греф вполне может прийти к выводу о необходимости смены руководства в ПБСБ.