Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (482) | 18 ноября 2013г.
 

Формируют тренд

МП «ТП АТП №3» доказало свою конкурентоспособность

Илья Ширтанов

Работа муниципальных предприятий, задействованных в сфере пассажирских перевозок, в нынешних реалиях ведется в условиях жесткой конкуренции. Такая ситуация сложилась не только с появлением альтернативных перевозчиков. Увеличивающееся количество владельцев легковых автомобилей, что в значительной мере повлияло на снижение пассажиропотока. Но и в этом свете показатели отдельных организаций находятся далеко не на последнем месте в рейтинговой таблице транспортных предприятий Самарской обл. Тольяттинское МП «ТП АТП №3» по итогам 2012 г. сумело занять центральное место в этом списке, опередив многие известные компании.

Преодолели кризис

За последние годы целесообразность существования муниципальных пассажирских перевозчиков не раз подвергалась сомнению. Тем не менее социальные функции, которые выполняют муниципальные предприятия, дали возможность сохранить позиции на рынке перевозок в условиях растущей конкуренции. Во многом это стало возможным благодаря субсидированию выполняемых работ. На сегодняшний день перед муниципальными перевозчиками стоит, наверное, более сложная задача — выходить на показатели прибыльности, используя собственные ресурсы и навыки управления. При этом социальной нагрузки с этих организаций никто не снимает.

На определенном этапе АТП №3 оказалось основным тольяттинским предприятием, ориентированным на перевозку пассажиров льготной категории. В связи с этим у АТП №3 начали формироваться дополнительные выпадающие доходы. Кроме этих недополученных доходов в деятельности АТП №3 присутствуют еще и затраты по перевозке пассажиров на нерентабельных рейсах, а также по транспортной карте г. Тольятти. Согласно отчетным данным АТП №3, стоимость проезда в автобусе в 2012 г. составляла 18 р. При этом расходы, затрачиваемые на перевозку 1 пассажира, составляли 42 р. Разница между этими показателями как раз и должна покрываться за счет бюджетных средств. Однако из-за скудности городского бюджета не стоило ожидать стабильных компенсаций понесенных убытков (расходов).

Несмотря на это, динамика выручки АТП №3 продолжала расти, достигнув к 1 января 2013 г. отметки в 796 млн р. За аналогичный период 2011 г. АТП №3 показало выручку в 633 млн р., т. е. рост по этой строке составил более 163 млн р.

При этом себестоимость проданных в 2013 г. услуг по факту приблизилась к 1,038 млрд р. На этом фоне вполне обоснованно выглядит отрицательное значение валовой прибыли, которое составило 242,7 млн р. Это как раз тот объем финансирования, который предприятие недополучает, выполняя свою социальную функцию.

Между тем, к концу 2012 г. кредиторская задолженность АТП №3 была снижена в 1,5 раза — со 113 млн р. до 75 млн р. На 30% снижен объем заемных средств (с 84 млн р. до 56 млн р.) и практически погашены отложенные налоговые обязательства. Особо следует обратить внимание на то, что произошло значительное снижение показателя получаемых АТП №3 субсидий. Количество полученных в 2012 г. бюджетных средств сократилось более чем на 21 млн р.

Наращивают активы

Параллельно шли процессы, направленные на увеличение зарплат работников муниципального перевозчика. По сравнению с 2011 г. в 2012 г. фонд оплаты труда вырос на 25 млн р. — с 295 млн р. до 320 млн р. Средняя месячная зарплата на предприятии была увеличена с 15,9 тыс. р. до 17,8 тыс. р. Средняя зарплата водителя автобуса на начало 2013 г. составила 22,9 тыс р.

Подобные показатели характеризуют АТП №3 как стабильное предприятие. Во многом живучесть муниципального предприятия объясняется умением использовать свои ресурсы для нивелирования кассовых разрывов, образующихся в результате осуществления нерентабельных, но обязательных для выполнения перевозок.

К примеру, доходы АТП №3, полученные по договорам с ОАО «АВТОВАЗ» в 2012 г., превысили 419 млн р. В 2011 г. на перевозке вазовских работников АТП №3 смогло заработать немногим более 329 млн р. Остальная доля заказных перевозок, выполненных АТП №3 в 2013 г., принесла предприятию доход на уровне 15 млн р.

Наращивание активов также стало трендом АТП №3. За 2012 г. размер активов организации увеличился на 63 млн р. — с 348,6 млн р. до 416,9 млн р. В начале 2012 г. АТП №3 на свои средства сумело выкупить площадку для отстоя автобусов в районе производственных мощностей ООО «Волжский машиностроительный завод» (бывшее ПТО), ранее носившую название Д/С ПТО. Изначально конечный диспетчерский пункт ПТО на ул. Северной, 50, принадлежал ликвидированному МП «ТП АТП №1». После ряда проведенных манипуляций с имуществом АТП № 1 эта площадка оказалась в частном владении. Теперь она, по сути, вновь вернулась в город.

В предыдущие годы множество профильных активов транспортных МП г. Тольятти были утеряны. Инициативу АТП №3 можно считать началом работы по консолидации разрозненных имущественных комплексов. Кроме того, тем самым увеличивается капитализация предприятия, что, несомненно, положительно влияет на устойчивость структуры организации.

Особенно актуально это выглядит в свете того, что 30% подвижного состава АТП №3 осуществляет перевозки на территории Автозаводского р-на. Основная нагрузка приходится на пиковые часы. В это время большинство автобусов задействовано на маршрутах, связывающих селитебную зону с территорией АВТОВАЗ. При этом транспорт в межпиковое время высвобождается, и для отстоя автобусов требуются соответствующие площади. С покупкой бывшей территории АТП №1 уменьшаются порожние перегоны, что снижает затраты на топливо.

Перспективы развития

Немаловажную роль в организации работы перевозчика играет повышение уровня предоставляемых услуг. В частности, в 2012 г. для АТП №3 было приобретено 45 новых автобусов по лизинговой схеме.

В 2013 г. парк предприятия пополнился еще 102 машинами марки «МАЗ». Это стало возможным благодаря инициативе правительства Самарской обл., мэрии г. Тольятти и АВТОВАЗа. К сегодняшнему дню на АТП №3 подвижной состав обновлен практически на 40%.

Несомненно, безопасность и высокий уровень комфорта должны стать предопределяющими факторами при выборе поставщика услуг. Однако, судя по отчетам, в течение последних лет наблюдается незначительное снижение пассажиропотока. В 2012 г. АТП №3 перевезло на 740 тыс. пассажиров меньше, чем в 2011 г. (снижение с 25,2 млн до 24,5 млн).

То, что это связано с деятельностью альтернативных перевозчиков, очевидно. Но в то же время не стоит упускать из вида то, что к 2012 г. рынок пассажирских перевозок в Тольятти уже практически сформировался. Соответственно, уже были известны доли оказываемых услуг, приходящиеся на того или иного перевозчика. Становится очевидно, что прямое влияние на изменение пассажиропотока оказывает заметно увеличившееся количество владельцев индивидуальных транспортных средств. Таким образом эти люди фактически полностью отказываются от услуг общественного транспорта. Хотя тенденция к сокращению пассажиропотока пока сохраняется, есть все основания полагать, что в обозримом будущем картина будет меняться в противоположном направлении. В качестве примера можно привести ситуацию в крупных городах, таких как Москва. Перегруженность городских автомагистралей и сопутствующие этому аспекту заторы на дорогах уже стали нормой для мегаполисов. На этом фоне все больше горожан предпочитают пользоваться услугами городского общественного транспорта. Стоит ожидать, что аналогичные процессы можно будет наблюдать и в Тольятти.

В этой связи развитие системы муниципальных перевозок выглядит как никогда актуально. Между тем в АТП №3 уже смогли продемонстрировать возможности, не только сохранив свои позиции на рынке в условиях жесткой конкуренции, но и сумев нарастить финансовые показатели.

В настоящее время в г. Тольятти разрабатываются планы по повышению экологичности подвижного состава общественного транспорта. Город уже отправил заявку на участие в федеральной программе по закупке автобусов, работающих на газомоторном топливе. Данная инициатива в полной мере соответствует тезисам, озвученным президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

На этом фоне перспективы АТП №3 выглядят вполне предсказуемо. По всей видимости, предприятие уже сейчас готово выйти на новый уровень объемов перевозок. С учетом приведенных данных не следует ожидать, что исполнение прогнозов затянется на долгий срок.