Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (482) | 18 ноября 2013г.
 

Добанковались

Банкротство ВБМ должно обойтись его организаторам дороже, чем бенефициарам ИжАвто

ИА «Центр-Инфо»

13 ноября Арбитражный суд Самарской обл. принял к производству заявление о признании банкротом ОАО «Волгабурмаш» (ВБМ). С требованием о несостоятельности ВБМ, контролируемого Александром ШВИДАКОМ и Вадимом ЕГИАЗАРОВЫМ, контрагенты выходят не впервые. Однако на этот раз инициатива кредиторов рискует стать для уникального предприятия, образующего отрасль производства долот в России, роковой. В данной ситуации было бы справедливым, если бы прежние и нынешние собственники ВБМ почувствовали бы свою ответственность подобно тому, как это ранее сделали всем известные самарские топ-менеджеры доведенного до банкротства ОАО «ИжАвто».

Сумма требований заявителя процедуры банкротства — московского ЗАО «Компания «Вольфрам» — к ВБМ не столь велика (около 11 млн р.). Однако это далеко не единственное требование, поступившее к ВБМ в т.г. от его контрагентов — поставщиков сырья.

За 9 месяцев т.г. чистый убыток завода превысил 400 млн р. ВБМ находится в очень сильной зависимости от заемных средств. Некоторые кредиты выданы предприятию дружественными структурами, например, ОАО «Балтинвестбанк». Сумма основного долга перед этим банком по первому кредиту на дату окончания отчетного квартала превышала 235 млн р., по второму — 230 млн р. К кредиторам, близким владельцам ВБМ, также можно отнести кипрскую компанию Kastenia Investments Ltd. В декабре 2011 г. офшор выдал ВБМ заем на сумму $13,6 млн под 8,2% годовых, однако к погашению основного долга завод так и не приступил. То же самое касается займа, привлеченного ВБМ в мае 2013 г. под 13% годовых от своего бывшего акционера — кипрского Springdale Investments Ltd. Основной долг по договору на 1 октября составлял $6,4 млн. Еще один заем — на сумму 118,31 млн р. под 14,35% годовых — ВБМ получил в июле 2013 г. от санкт-петербургского ООО «Коммерц Консалт» (КК). Сумма основного долга с тех пор не снизилась.

В сентябре-октябре параллельно с предъявлением заводу требований контрагентами совет директоров ВБМ, похоже, лихорадочно пытался пролонгировать сроки возврата средств в пользу Kastenia и КК. С другой стороны, дополнительные соглашения к договорам займа с указанными фирмами могли предусматривать получение от них новых траншей по повышенным ставкам. В случае включения требований указанных организаций в реестр требований кредиторов ВБМ они, скорее всего, будут представлять интересы Швидака и Егиазарова.

В пользу того, что ВБМ не удастся рассчитаться с кредиторами в обход процедуры банкротства, говорит и ситуация с дебиторской задолженностью. На 1 октября т.г. ее размер составлял 3,9 млрд р., в т.ч. 2,75 млрд р. — просроченной задолженности. Кое-какая дебиторка представляется вообще безнадежной к взысканию. К примеру, банкротящееся ЗАО «ПКО МТЛ», подконтрольное экс-владельцу ВБМ, а ныне сенатору Сергею Мамедову (на фото), должно заводу почти 601 млн р. А торговый посредник ЗАО «ВБМ-Менеджмент», также до недавнего времени контролируемый Мамедовым через офшор «Ковлун Лимитед» (Гибралтар), задолжал ВБМ еще 425 млн р. Закрыть дыру в балансе размером свыше 1 млрд р. ВБМ способен был разве что во времена Андрея Ищука, но с 2008 г. они ушли в прошлое, т.к. место Ищука в этой теме в тот момент занял именно Мамедов.

ВБМ — стратегическое для России предприятие, один из лидеров на рынке производства уникального бурового инструмента для нефтегазодобывающей и горнодобывающих отраслей, потребители продукции которого находятся более чем в 40 странах мира, сегодня поставлено на грань банкротства. Случай можно назвать беспрецедентным, ведь на кону конкурентоспособность России в секторе производства долот. Наблюдатели полагают, что для нахождения виновников падения ВБМ потребуется привлечь правоохранительные и следственные органы.

Здесь вспоминается опыт ОАО «ИжАвто», топ-менеджеров которого в начале 2011 г. объявили в розыск по подозрению в преднамеренном банкротстве автозавода. В частности, им инкриминировали вывод активов «ИжАвто» на сумму 6,7 млрд р. Большинство разыскиваемых так и не решились вернуться на территорию РФ. Но ИжАвто в стратегическом плане — это далеко не ВБМ. В отличие от ИжАвто ВБМ уникален. Таких в России больше нет. Если после начала банкротства ВБМ дело на нем так и не дойдет до возбуждения уголовных дел, как на ИжАвто, то впору будет начинать разговор о действующих в стране двойных стандартах по отношению к субъектам преступления.

Если в ходе ожидающейся после введения наблюдения проверки ВБМ будут выявлены признаки преднамеренного банкротства предприятия, то вопросы у следователей должны появиться к Швидаку с Егиазаровым и их менеджерам. Сергей Мамедов в этом случае тоже не должен остаться в стороне. Тем более что для потери Мамедовым сенаторской неприкосновенности Самарской губернской думе всего лишь потребуется отозвать его из Совета Федерации. Это вопрос всего одного пленарного заседания.