Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (482) | 18 ноября 2013г.
 

Обновить стратегию

У руководства Тольятти появился шанс избежать ошибок своих предшественников

Егор Кошеров

13 ноября Дума г.о. Тольятти рассмотрела вопрос «О корректировке Стратегического плана развития г.о. Тольятти до 2020 г.» (СПР). Учитывая масштабы запланированной работы, термин «корректировка» в данном случае не совсем уместен. Потенциальному исполнителю нужно будет разработать куда более основательный документ с новым содержанием и названием, а именно «Стратегию социально-экономического развития г.о. Тольятти на период до 2030 г.». От того, насколько качественно будет выполнена эта по своей сути научная работа, во многом зависит будущее города. Предыдущий план был подвергнут критике еще на стадии его принятия в 2010 г., и вот итог — уже через три года его решили изменить. Чтобы не повторить ошибок, главное, опять не прогадать с исполнителем работ.

Криштал был прав

Действующий на данный момент «Стратегический план развития г.о. Тольятти до 2020 г.» (СПР) утвержден решением Думы г.о. Тольятти (ТГД) от 7 июля 2010 г. Решение ТГД можно назвать чисто формальным. Основные обсуждения проекта СПР с участием всего экспертного сообщества города прошли загодя. Звучало много критики, в т.ч. в адрес разработчиков в лице пермской компании ООО «Профессиональный консалтинговый центр» (PRO-Центр) и в адрес заказчика этой работы в лице департамента экономического развития мэрии Тольятти. Наиболее острой оказалась дискуссия 17 и 31 мая 2010 г. в ходе заседаний Городского стратегического совета (ГСС).

Серьезное влияние на членов ГСС оказала рецензия ректора Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Михаила Криштала. В своей рецензии он методично и аргументированно указал на целый комплекс системных недоработок представленной программы. «Ряд ошибочных положений имеют системный характер, которые не могут быть исправлены исключительно в рабочем порядке и требуют проведения дополнительной работы. В настоящем виде представленный материал можно признать только основой для разработки программы развития», — говорится в рецензии Криштала (см. «Хронограф» №20 (329) от 7.06.10).

Рецензия имеется в распоряжении редакции «Хронографа». Это сам по себе основательный научный документ. Приведем несколько цитат из него: «К сожалению, авторы путают цели, задачи и направления. Фактически в разделе содержатся только направления, что является системной ошибкой». «В подразделе II «Обеспечение интенсивного развития экономики» ничего не написано о необходимости модернизации образовательного ядра, вокруг которого должна строиться инноватика. Это не только вопрос развития человеческого потенциала (подраздел I), это основа инновационного развития. В этом же подразделе очередной раз неправильно употреблены термины «ноу-хау» и «инновации», дано указание на необходимость «повышения эффективности существующих элементов инновационной инфраструктуры», но сама существующая инновационная инфраструктура нигде в документе не описана. Здесь же описаны функции в области инноватики, характерные для федерального уровня. В то же время развитие инноватики собственно на городском уровне никак не отражено, прежде всего я имею в виду развитие институтов городского и регионального финансирования инновационных проектов, выстраивание системы привлечения федеральных источников финансирования и частных инвестиций. С большим сожалением констатирую, что в подразделе III «Сохранение и улучшение среды жизнеобитания» ничего нет в части решения проблемы распространения ВИЧ-инфекции», — говорится в рецензии Криштала. «В подразделе «Развитие транспортной системы» отсутствует указание на необходимость решения проблемы железнодорожного тупика», — и это лишь малая часть из того, на что ректор ТГУ указал в своей рецензии на проект СПР в качестве его недоработок.

Новое задание

У мэрии Тольятти были все основания признать работу пермской компании невыполненной и потребовать с PRO-Центра вернуть деньги. Вместо этого мэр Тольятти Анатолий Пушков предпочел лично обратиться к членам ГСС с просьбой изменить решение.

В Тольятти есть все предпосылки, чтобы заказчиком разработки стратегии развития города выступил представительный орган власти
В Тольятти есть все предпосылки, чтобы заказчиком разработки стратегии развития города выступил представительный орган власти

В итоге 31 мая ГСС пропустил проект. Ректор ТГУ Михаил Криштал воздержался от этого голосования. Но уже в 2011 г. стало очевидным, кто именно был прав при обсуждении проекта СПР на заседаниях ГСС 17 и 31 мая 2010 г.

В 2011 г. по заказу мэрии Тольятти была проведена научно-исследовательская работа (НИР) по теме «Разработка технического задания на корректировку Стратегического плана развития г.о. Тольятти до 2020 г.». Исполнителем НИР стало АНО по городскому и региональному развитию «Урбэксразвитие» (г. Москва). По ее результатам были даны рекомендации по корректировке СПР. Т.е. не прошло и года, как пришло понимание необходимости исправлять недоработки.

В своей пояснительной записке к проекту решения ТГД «О корректировке Стратегического плана развития г.о. Тольятти до 2020 г.» руководитель департамента экономического развития г.о. Тольятти Дмитрий Богданов указал на то, чем обусловлена возникшая в мэрии потребность в корректировке СПР: «Недостатками в структуре и содержании целевого блока Стратегического плана, которые, в частности, выявлены в ходе разработки Плана работы на 2012 г. по реализации Стратегического плана; имеющей место рассогласованностью между Стратегическим планом и другими документами стратегического планирования по целям, задачам и целевым индикаторам; недейственностью механизмов реализации Стратегического плана». Эти выводы очень хорошо перекликаются с тем, о чем Криштал писал в своей рецензии на проект СПР еще весной 2010 г.: «Наиболее проблемным вопросом, на который я так и не получил ответ, является отсутствие механизма мотивации разработчиков проектов к включению этих проектов в Программу развития города. При перечислении стратегических программ нет ориентации на конкретные задачи стратегической программы, поскольку сами задачи четко не выделили. Собственно, поэтому проекты и программы плохо складываются в систему».

Старые проблемы

Странным выглядит сегодня то, что мэрия решила для исправления недоработок СПР провести корректировку. Логичнее было бы отменить действующую программу и объявить о начале разработки новой. Тем более что озвученное задание на корректировку по своим масштабам больше напоминает мероприятия по разработке нового документа. Например, для «корректировки» СПР от разработчиков потребуется провести: «Анкетирование целевых групп населения города. Проведение коммуникационных мероприятий с участием представителей общественных, образовательных, научных и иных организаций. Оформление результатов анкетирования и проведенных коммуникационных мероприятий в виде консолидированного образа желаемого будущего городского округа». И это лишь малая часть всего того, что следует сделать. Более того, новый документ подразумевает увеличение срока действия стратегического плана с 2020 г. до 2030 г. и смену его названия.

Можно только догадываться, почему мэрия не пожелала отменить старый документ и заявить о разработке нового. Поступая таким образом, сегодняшняя мэрия, по сути, прикрывает некомпетентность предыдущей команды Пушкова, фактически, наступая на те же грабли. При этом мэрия вновь намеревается выступить в качестве заказчика работ, но теперь уже по корректировке СПР. Хотя логичнее было бы эти функции передать тому, кто от мэрии не зависит. Например, представительному органу власти — Думе г.о. Тольятти. С одной стороны, при ТГД сегодня функционирует Общественный совет Тольятти, объединивший почти все общественные силы города. С другой стороны, СПР — это, по сути, план для работы мэрии на долгосрочную перспективу. Получается, что мэрия сама для себя будет заказывать план работы. Наверное, было бы лучше, если бы кто-то другой спускал ей план для работы.

С этой точки зрения непонятно, почему при разработке СПР практически незадействованным оказался потенциал тольяттинской научной школы. Хотя именно благодаря наработкам ТГУ в начале 2000-х гг., еще под руководством предыдущего ректора Сергея Жилкина, была разработана концепция создания ГСС и Городской конференции, в городе были запущены процессы стратегирования. Все эти годы шло накопление научно-практического опыта в вопросах стратегического планирования и проектирования. При ректоре Михаиле Криштале оно вышло на новый уровень. В университете весьма грамотно поставлены вопросы стратегического планирования и управления программой развития. Причем это не просто документы на полке, а реальные проекты, выполнение которых жестко контролируется, а результат оценивается. Напомним, что 2 сентября Криштал отчитался о реализации Стратегии развития ТГУ до 2015 г. перед коллективом университета и новым председателем Попечительского совета — губернатором Николаем Меркушкиным (см. «Хронограф» №28 (472) от 9.09.13). Пятилетняя стратегия, принятая в 2009 г., была реализована на 80-90%, фактически, за три года. Меркушкин одобрил эти результаты, а также концепцию Стратегии развития ТГУ до 2020 г., представленную Кришталом на заседании Попечительского совета ТГУ. Позитивную оценку реализации Стратегии ТГУ дали и такие авторитетные эксперты, как Константин Титов, Владимир Гутенев, Александр Хинштейн, Екатерина Кузьмичева, Дмитрий Овчинников.

Сегодня у руководства Тольятти есть шанс не повторять ошибок своих предшественников.

Комментарии

Алексей КОМЯГИН, директор стратегических проектов ТГУ

- Во времена разработки и становления системы городского стратегирования (СГС) в 2002-2006 гг. ТГУ во главе с Сергеем Федоровичем Жилкиным был идейным, координационным и организационным центром городского стратегирования в Тольятти. Кроме того, университет выступал в качестве площадки коммуникации, где проводились многие обсуждения, встречи экспертно-аналитических групп, городские конференции, а также выполнял штабную функцию системы городского стратегирования. Сейчас отдельные представители университета входят в общественный совет и в координационный совет по стратегическому развитию Тольятти, а проекты ТГУ включены в комплексный инвестиционный план города. Т.е. ТГУ и сейчас по мере возможностей принимает участие в стратегическом управлении городом, однако в полной мере наш потенциал пока не востребован.

Дмитрий МИКЕЛЬ, председатель Думы г.о. Тольятти

- Вопросы стратегического планирования развития г.о. Тольятти в действующем созыве ТГД являются одними из приоритетных, именно с этого мы и начали работу. По тому плану, который принимался в 2010 г., вопросы у депутатского корпуса были изначально, и сейчас мы стоим перед необходимостью существенных корректировок этого стратегического документа. Но надо понимать, что в этом вопросе мы не должны и не хотим подменять исполнительную власть. Более того, мы настроены на то, чтобы она выполняла именно свои функции достаточно качественно. Если мы будем говорить о стратегическом плане развития или о сформированной на его основе стратегии города, о комплексной программе социально-экономического развития, то очевидно, что силами одной исполнительной власти невозможно справиться с такой масштабной, комплексной и, по сути, научной работой. К ней должны привлекаться более квалифицированные люди, специально подготовленные организации, имеющие определенный штат научных сотрудников и реальный опыт стратегирования в масштабах крупных организаций и города. К этой работе, конечно, целесообразнее подключать соответствующие научные учреждения. С этой точки зрения, мы должны в первую очередь обратить внимание на ТГУ, являющийся градообразующим вузом и имеющий реальный опыт организации процессов городского стратегирования.