Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (482) | 18 ноября 2013г.
 

Горький опыт

Освоение миллиардов на ремонте дорог оказалось нелегким занятием

Егор Кошеров

7 ноября первый заместитель мэра г. о. Тольятти Алексей БУЗИННЫЙ сообщил подробности хода ремонта магистральных и внутриквартальных дорог. Выяснилось, что далеко не все подрядчики справляются с взятыми на себя обязательствами. Существует опасность, что ввиду безответственного отношения таких организаций Тольятти на следующий год может лишиться части средств, предусмотренных на ремонт дорог. Чтобы этого не произошло, мэрия должна с одной стороны — заставить подрядчиков исполнить договоры, с другой — стараться выбирать только тех, кто уже доказал свою состоятельность и ответственность перед городом.

В 2014 г. в проектах бюджетов различных уровней предусмотрен беспрецедентный объем средств на проведение в Тольятти дорожных работ. Достаточно отметить, что планируется строительство нескольких магистральных дорог. Например, ул. 40 лет Победы — на участке от Южного шоссе до ул. Дзержинского, ул. Механизаторов — от ул. Громовой до ул. Лизы Чайкиной, ул. Офицерской — от Южного шоссе до ул. Ворошилова. Это неполный список. В планах на ремонт стоит большое количество автодорог местного значения, включая кольцевые развязки. При этом более 1 млрд р., которые будут направлены на эти цели, это средства областного бюджета и Дорожного фонда Самарской обл. Практика работы с данными средствами показывает, что от уровня их освоения, как правило, зависит объем финансирования на следующий год. Таким образом, на исполнителей, уже осуществляющих работы, была возложена двойная ответственность: не только непосредственно за качество текущих работ, но и за уровень финансирования отрасли в следующем году.

В этом свете весьма актуальным становится то, каким образом проходит ремонт дорог по программе финансирования 2013 г. Точные данные об этом, в частности, были предоставлены первым заместителем мэра г. о. Тольятти Алексеем Бузинным в ответе на запрос «Хронографа». «В 2013 г. по ремонту дворовых территории и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов предусмотрено выполнение работ на 318 объектах. В Автозаводском р-не ремонт ведет ООО «ТрансСервис», в Центральном р-не – ООО «ВолгаЭлектро», в Комсомольском — ОАО «АВТОГРАДТРАНС». По предварительным данным, работы не будут выполнены на 65 объектах в Автозаводском и Центральном р-нах. В настоящее время ремонтные работы продолжаются», — проинформировал Алексей Бузинный. Ситуация в Комсомольском р-не, если исходить из этой информация, деловая, АВТОГРАДТРАНС выполняет оговоренные договором условия.

Алексей Бузинный назвал сложности, которые, судя по всему, не дают возможности другим подрядчикам действовать в том же русле.

«Причина невыполнения в срок взятых обязательств подрядными организациями — отсутствие ресурсов: материальных (специализированной техники, асфальта) и людских (обученного персонала в достаточном количестве, организационных навыков). Проверка качества работ будет проведена при подписании актов выполненных работ. Однако уже сегодня можно говорить о таких замечаниях, как некачественно выполненное асфальтное покрытие (сопряжение со старыми участками дорог, шелушения), оставленный строительный мусор, не выполнено заполнение швов в бордюрном камне. К оплате принимаются работы, выполненные с должным качеством и при наличии заключения специализированной лаборатории», — отметил Алексей Бузинный.

На дворовых территориях многоквартирных домов и проездов к ним проблемы ремонта дорог, к сожалению, не заканчиваются. Опасения вызывают и шесть объектов на магистральных дорогах. «Подрядная организация, выполняющая ремонт этих дорог, — ООО «ЭкспертЭнерго». Данная организация не имеет необходимой материально-технической базы для производства работ, в связи с чем ими был заключен договор субподряда с ООО «СызраньСтройРесурс». Но и это не спасло ситуацию из-за отсутствия квалифицированных специалистов и плохого качества асфальтобетонной смеси», — уточнил первый заместитель мэра Тольятти.

Промежуточные итоги ремонта в 2013 г. по состоянию на 15 октября мало позитивные. Но из сложившейся ситуации должен быть выход, иначе под большим сомнением оказывается программа ремонта дорог не только на 2013 г., но и на будущие периоды. «Всем подрядным организациям, сорвавшим сроки выполнения работ и выполнившим работы с плохим качеством, будут выставлены претензии с применением штрафных санкций», — пояснил Алексей Бузинный. В то же время одними штрафами, тем более уже после того, как выясняется, какие проблемы приносят те или иные подрядчики, вероятно, ситуацию не разрешить. «Согласно Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» все желающие могут участвовать в электронных аукционах, лишь при заключении контракта на выполнение работ исключаются организации, входящие в реестр недобросовестных поставщиков», — считает Алексей Бузинный. Безусловно, формально, первый заместитель мэра г. о. Тольятти прав. Вместе с тем, у заказчика работ в лице мэрии есть прекрасные возможности таким образом формировать конкурсную документацию, чтобы сразу отсеять ненадежные компании. Например, можно прописать условия об обязательном наличии техники, штата сотрудников, опыта работ и т. д. Если пойти именно по такому пути, то проблем, имеющихся на сегодня, в будущем можно будет избежать.

Комментарии

Сергей АНТАШЕВ, заместитель мэра г.о. Тольятти по городскому хозяйству

- В Автозаводском р-не работы выполнены на 56%. Контракт был заключен с компанией «ТрансСервис». На мой взгляд, они переоценили свои возможности. По Центральному р-ну аукционы разыгрывались долго. Результаты блокировались через Федеральную антимонопольную службу. У нас первоначально выиграл аукцион АВТОГРАДТРАНС, но по инициативе «ВолгаЭлектро» итоги были отменены. В результате АВТОГРАДТРАНС больше не стал делать предложение, и выиграло «ВолгаЭлектро». Они долго раскачивались и начали работать как надо только в последний месяц. На сегодняшний день у них выполнение составляет 82%, но качество пока не оценивали. В целом по городу на данный момент исполнение 69%.

Одним из условий участия в аукционах было членство в Саморегулируемой организации (СРО). Сейчас мы планируем обратиться в СРО, которая должна нести ответственность за своих членов. Для этого в СРО есть специальный компенсационный фонд. Сейчас от подрядчиков поступают различные предложения, в т.ч. и расторгнуть контракты. Срок исполнения контрактов — 30 декабря, и у меня есть задание до этого срока раз в неделю выставлять штрафные санкции по нарушениям условий.

Алексей АЛЬШИН, председатель комиссии по городскому хозяйству Думы г.о. Тольятти

- Самарская компания «ВолгаЭлектро» зашла к нам на рынок, пыталась работать, но с объемами не справилась. «ЭкспертЭнерго» — это тольяттинская компания, которая участвует во многих торгах и срывает их. Сейчас речь о 102 млн р. и шести дорогах, включая дорогу через лес. По «ЭкспертЭнерго» ситуация переходит в стадию уголовной ответственности, потому что у них не только прямое неисполнение, но и нанесен ущерб городу. Есть ряд улиц, где они сняли верхний слой, и на этом все закончилось. Я думаю, что на будущий год на этих объектах мы не обойдемся заменой полотна, а потребуется капитальный ремонт этих дорог.

Конечно, мы будем ходатайствовать о внесении этих компаний в список недобросовестных поставщиков. На нашей комиссии можно было услышать прогноз, что останется неосвоенными порядка 250 млн р. Но нужно понимать, что здесь вопрос не в названии фирм, а в той группе лиц, которые создают такие организации. Но решение этой проблемы уже переходит в иную плоскость. На мой взгляд, это компетенция правоохранительных органов.

Сергей ОЖЕГОВ, директор ОАО «АВТОГРАДТРАНС»

- В целом, дорожные работы могли идти более динамично, если бы проекты и конкурсная документация были бы более тщательно составлены. Так, при выполнении работ по кольцевой развязке ул. Полякова и ул. Офицерской мы столкнулись с тем, что ни проектом, ни сметной документацией не было заложено строительство водоотводных труб, необходимое по технологиям работы при реконструкции ливневой канализации. Процесс согласования с проектировщиками, ОАО «ТЕВИС», мэрией данной системы в период строительных работ отнял у нас немало ресурсов и времени. В целом же на сегодняшний день (11 ноября 2013 г. – Прим. авт.) работы по всем контрактам АВТОГРАДТРАНС завершил с получением лабораторного заключения качества работ, которое также положительно.