Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (482) | 18 ноября 2013г.
 

Михаил Петров:

Мы не имеем права останавливаться в нашем развитии

Егор Кошеров

2013 г. станет первым годом, в рамках которого можно будет оценить итоги борьбы с туберкулезом в рамках госпрограмм модернизации здравоохранения, и в частности ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 гг.). Эти меры были призваны активизировать борьбу с туберкулезом, улучшить эпидемиологическую обстановку, снизить заболеваемость населения в целом. В 2011 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (МС СО) стало инициатором комплекса исследований в области фтизиатрии и пульмонологии, конечная цель которых — интеграция современных технологий и лекарственных средств в привычный процесс лечения и реабилитации больных туберкулезом. О современных подходах к борьбе с этим социальным заболеванием, о задачах, которые стоят перед профильными медицинскими учреждениями и их коллективами, на примере ФГБУ Санаторий «Лесное» рассказал его главный врач Михаил ПЕТРОВ.

- Михаил Борисович, не касаясь пока частностей, характеризующих деятельность конкретно взятого учреждения, могли бы вы обозначить основные точки, по которым должно пойти развитие отечественной фтизиатрии в ближайшем будущем? Ряд объективных факторов — таких как не в полной мере отрегулированная миграционная политика, отсутствие тотальной вакцинации, увеличение количества больных ВИЧ-инфекцией — позволяет предположить, что в ближайшем будущем система фтизиатрической помощи должна быть готова к еще большим нагрузкам. Какие задачи стоят уже сейчас?

- Современная медицина, и в т.ч. ее такие направления, как фтизиатрия и пульмонология, — это прежде всего научные дисциплины, но отнюдь не ремесло. Современные задачи, стоящие во главе угла, — это быстрая трансляция научных достижений в практику, т.е. внедрение современных методов диагностики и лечения, применение новых лекарственных средств. Такой подход требует максимальной мобилизации всей системы. К внедрению новых подходов и технологий должно быть готово государство — как заказчик, медицинское учреждение — как платформа и самое главное — врач — как конечное звено, фактический исполнитель.

Современные требования, декларируемые РАМН и МЗ РФ, говорят о необходимости расширения практики хирургической активности с внедрением высокотехнологичных хирургических и эндоскопических методов лечения. По сути, это требует перенастройки всей системы, и санаторий «Лесное» в данном случае может выступить в некотором смысле как база для пилотного проекта. Схема выглядит так: государство, как заказчик, должно обеспечить нас, как исполнителей, оборудованием, расходным материалом и т.д. Научные умы в НИИ разрабатывают новые, эффективные технологии для диагностики и лечения туберкулеза. Я, как главный врач, должен обеспечить готовность санатория принять эти технологии, обеспечить наличие надлежащей операционной, инженерных сетей и коммуникаций, а самое главное — в моем штате должен быть врач, готовый работать на новом оборудовании или способный обучиться этому в кратчайшие сроки. А задача врача — быть компетентным специалистом, способным к дальнейшему обучению и освоению новых технологий, методов и техники.

В 2012 г. началась разработка 4 из 12 приоритетных платформ научных исследований в области инновационного развития здравоохранения. Решение о старте этой большой работы было принято МЗ и СР РФ, РАМН в 2011 г. Туберкулез входит в число этих четырех программ в составе направления «Экология человека и инфекционные болезни». Все платформы нацелены на оперативное внедрение научных достижений в практику, использование информационных технологий в управлении лечебным процессом и обязательную стратегию подготовки врачебных кадров на месте параллельно с научной работой и клинической практикой. В течение трех лет, на которые рассчитана программа, предполагается создание новых лекарственных и диагностических препаратов,

вакцин и организации медицинской помощи, разработка новых медицинских технологий, которые позволят снизить показатели смертности, инвалидности, увеличить продолжительность жизни и улучшить ее качество за счет повышения эффективности ранней диагностики, персонализации лечения. Эти проблемы уже решаются во фтизиатрии, наиболее интенсивно -в последние годы. Сначала — за счет нацпроекта, сейчас, надеемся, за счет внедрения результатов инновационной и научной деятельности. И в первую очередь мы сами должны быть готовы к тому, чтобы этому обучаться, воспринимать все передовое во фтизиатрии и пульмонологии.

- В 2013 г. отпала часть вопросов по земельному участку, который использует санаторий. Они, можно сказать, окончательно и бесповоротно стали федеральными землями, на которые никто не может претендовать. Насколько этот процесс отвлекал ресурсы как самого санатория, так и специалистов МЗ и СР РФ? Иными словами, приходилось ли задвигать на дальний план вопросы внедрения новых технологий в лечебный процесс в угоду решения юридических казусов?

- И да, и нет. Материально-техническая база учреждения требовала обновления, в том числе где-то и в части ремонта и реконструкции, все это закономерно потянуло процесс наведения порядка с юридической точки зрения, в т.ч. и по земельному участку, и объектам капитального строительства. В целом мы можем говорить о том, что довольно сложная ситуация, в которой пребывал санаторий, стала замечательным толчком для его развития. Мы выстроили конструктивный диалог с МЗ и СО РФ, добились полного понимания в вопросах дальнейшего функционирования и развития ФГБУ «Лесное». Сейчас обсуждается и, надеюсь, будет полностью решен вопрос с приобретением новых площадей для нужд ФГБУ, и в первую очередь — в целях организации полноценной хирургической службы. У ФГБУ есть более чем реальный шанс стать первым в стране лечебно-реабилитационным учреждением такого профиля. Истина банальна: что ни делается — все к лучшему.

- Если говорить о реализации госпрограмм в области здравоохранения, то что удалось реализовать в последние годы в рамках материально-технического переоснащения?

- В 2013 г. был введен в эксплуатацию терапевтический видеобронхоскоп высокого разрешения, видеогастроскоп высокого разрешения, аутофлуоресцентный терапевтический видеобронхоскоп высокого разрешения, что расширило наши возможности в диагностике и эндоскопических манипуляциях. В 2012 г. мы вплотную работали над наполнением нашей диагностической базы. Если вкратце — существующий сейчас диагностический комплекс позволяет выявить весьма широкий спектр клинических патологий и состояний, осложняющих течение туберкулеза или свидетельствующих о явном или скрытом течении сопутствующих ему заболеваний. Это сахарный диабет, ХОБЛ, бронхиальная астма, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, онкозаболевания и воспалительные процессы, анемии, алкогольно-токсические поражения печени и т.д.

Накопленный опыт коллектива, слаженные процессы диагностики и дальнейшего лечения (реабилитации) позволяют нам добиваться значительных успехов по прямому профилю. Из года в год мы выписываем с улучшением до 93 — 96% больных, поступающих к нам. И это очень серьезный показатель, учитывая то обстоятельство, что туберкулез все же — заболевание социальное и не всегда мы можем рассчитывать на сознательность больных, их намерение самостоятельно работать над улучшением своего здоровья.

- Насколько это может в итоге привести к удорожанию процесса лечения и реабилитации больных туберкулезом? В 2012 г. только лекарственное обеспечение одного больного в среднем обошлось в 9415р., без учета иных затрат на содержание больного. Надо полагать, что в этом году сумма еще выше?

- До 60-70% наших пациентов составляют больные туберкулезом в активной фазе, которые продолжают лечение в санаторных условиях после абациллирования в стационарах противотуберкулезных диспансеров. В этом случае, сами понимаете, лечение не должно быть дорогим или дешевым. Лечение должно быть адекватным и полным по объему, а также обоснованным. Если пациенту требуется дорогостоящее лечение, то он должен его получить. И здесь очень много зависит от личности и профессионализма врача. Важно правильно оценить состояние пациента, разработать необходимый ему план лечения и, если требуется, не считаясь с какими бы то ни было личными мотивами, защитить его.

Пока, к сожалению, ключевое звено во всей системе — врач — является наиболее уязвимым. Непременным условием успешной борьбы с туберкулезом является сохранение и развитие кадрового потенциала противотуберкулезной системы. В течение 10 последних лет абсолютное число фтизиатров ежегодно сокращается. У нас есть потребность как минимум в 10 врачах узкой специализации. Даже со средним и младшим персоналом обстановка более благополучная.

- Есть ли особенности «федерального» подчинения, которые существенно влияют и на положение учреждения, и на критерии оценки его эффективности?

- С одной стороны, федеральные учреждения, работающие с социальными болезнями, как бы «выключены» из своеобразной конкуренции, из борьбы за те средства, которые «приведет» за собой больной. У нас нет коммерческой деятельности, за счет доходов от которой мы бы могли что-то покупать или ремонтировать или платить надбавки персоналу. Мы работаем по заданию и исключительно по путевкам, которые выдают исключительно их лечащие врачи ПТД. С другой стороны, из года в год мы должны защищать честь мундира, доказывая, что именно на нас бюджету целесообразно тратить деньги, что именно мы поможем пациенту наилучшим образом. Причем с учетом реализации госпрограмм в сфере фтизиатрии сейчас уже целесообразно ставить вопрос о том, что мы можем предложить и пациенту, и государству. И именно с такого ракурса отсутствие внутренней дисциплины, элементарные ляпы в оформлении первичной медицинской документации, необоснованное назначение дорогостоящих препаратов либо неназначение таковых при необходимости наносят серьезный ущерб репутации учреждения. В итоге врач, заботясь о чистоте своего халата, работает на реноме того ЛПУ, в котором трудоустроен. От его желания профессионально и личностно совершенствоваться зависит и репутация всего коллектива, и приток больных, и, извините за банальность, такие приземленные вещи, как условия труда и заработная плата.

- «Как платят, так и лечим». Позиция, конечно, в известной форме циничная, но, по крайней мере, понятная...

- И циничная, и непонятная. Но, по крайней мере, не в нашем случае. Коллектив санатория в последние годы имеет возможность работать на самом современном оборудовании, назначать наиболее эффективные лекарственные средства, разумеется, обоснованно, условия труда у нас намного лучше, чем во многих ЛПУ города. Заработная плата в ФГБУ была всегда выше, нежели в муниципальных лечебных учреждениях. Таким образом, учитывая всю совокупность средств и технологий, которые федеральный центр привел в Тольятти, мы не имеем права останавливаться в нашем развитии. Этому просто нет оснований.