Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (478) | 21 октября 2013г.
 

Территории созрели

В Самарской области взялись за создание крупнейшей в России агломерации

ИА «Центр-Инфо»

Представленный в проекте рейтинг территорий позволяет оценить потенциал отдельных муниципальных образований Самарской обл. с позиции их привлекательности для ведения бизнеса. Для изучения представлен лишь один из многих параметров такой оценки: количество зарегистрированных на этих территориях предприятий с максимальными показателями полученной выручки. Представленные здесь города и районы оказались в числе территорий, включенных в проект создания «Самарско-Тольяттинской агломерации» (СТА). И это скорее не следствие, а причина того, что у Самарской обл. сегодня имеется отличный шанс оказаться в числе первых трех регионов страны, на территории которых проект создания агломерации будет развиваться в формате федеральной стратегии.

В 2013 г. Министерство регионального развития РФ вплотную занялось разработкой плана мероприятий («дорожной карты») по развитию агломераций в РФ. Самарская обл. оказалась одной из первых, кто активно включился в эту работу. Так, например, именно в Самаре 30 июля прошло выездное совещание, организованное в формате круглого стола. Первое прошло в апреле в Москве.

Уникальность СТА в том, что она — единственная двухъядерная среди крупнейших в стране. Здесь оба ядра — Самара и Тольятти — входят в категорию крупнейших городов с населением более 500 тыс. человек. СТА является одной из крупнейших не только в ПФО, но и в России, точнее — третья по размеру в стране после московской и питерской: она включает в себя более 2,5 млн человек (83,5% от общего населения в области), 8 из 10 городов (Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск, Октябрьск, Кинель) и 9 из 27 муниципальных районов (Безенчукский, Волжский, Кинельский, Красноармейский, Красноярский, Приволжский, Ставропольский, Сызранский, Шигонский).

Известны целевые ориентиры «дорожной карты» (плана мероприятий «Развитие агломераций в РФ»). Среди них вхождение 2-3 российских городов в число мировых (глобальных) городов по параметрам-показателям ежегодного исследования компании PricewaterhouseCoopers «Города возможностей».

Самарская обл. уже приступила к разработке схемы территориального планирования СТА. Основой для этого на начальном этапе станет градостроительная база региона. «Необходима совместная работа органов государственной власти и глав муниципалитетов по созданию развития транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, согласование планов инфраструктурного, производственного и жилищного строительства.

Мы уже многое сделали в плане осмысления агломерационных процессов на региональном уровне и сейчас ориентируемся на действия федерального центра», — сообщил министр строительства Самарской обл. Алексей Гришин в ходе работы круглого стола 30 июля.

Примерно через два месяца работа над проектом СТА получила еще более серьезный формат. 11 октября вице-губернатор — председатель правительства Самарской обл. Александр Нефёдов провел первое заседание рабочей группы по подготовке и реализации на территории Самарской обл. пилотного проекта «По апробации и внедрению механизмов управления развитием городских агломераций в РФ». Рабочая группа была создана распоряжением губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина от 8 октября 2013 г. Этим же распоряжением ее руководителем был назначен Нефёдов. «Ее основная задача — обеспечить участие Самарской обл. в пилотном проекте Минрегиона РФ, в рамках которого предполагается отработать на примере 5-10 крупных агломераций механизмы их управления и меры государственной поддержки развития агломерационных территорий», — говорится в официальном сообщении правительства Самарской обл.

«Меры государственной поддержки», пожалуй, один из наиболее важных факторов, которые должны стимулировать чиновников всех уровней власти в регионе для их активного вовлечения в процесс. Развитие агломерации невозможно без реализации масштабных инфраструктурных проектов, но их почти нереально выполнить без софинансирования по линии источников федерального уровня. Одним из таких проектов должно стать строительство мостового перехода через Волгу в районе с. Климовка. Это создаст дополнительный стимул для освоения новых территорий западнее Тольятти, даст возможность полностью раскрыться уникальному потенциалу Шигонского р-на.

Одним из базовых элементов создания Самарско-Тольяттинской агломерации можно считать наличие здесь железнодорожного транспортного кольца «Самара-Новокуйбышевск-Сызрань-Тольятти-Самара». Однако предстоит сделать очень многое для того, чтобы это транспортное кольцо стало по-настоящему основой для будущей агломерации. Проблем много. В основном они носят субъективный характер. Нежелание руководителей отдельных территорий мыслить стратегически на перспективу, а не в рамках 4-5-летнего периода избирательных циклов, приводит к возникновению порой надуманных проблем и даже конфликтов.

То же самое касается некоторых собственников и руководителей монополий топливно-энергетического сектора и транспортно-сетевого хозяйства. Типовой характер этих проблем знаком всем, кто решился развивать бизнес за пределами крупных городов, созрел пойти в пригород. Но, как показывает практика, это требует от них куда более высоких издержек по линии не только экономических, но и административных вопросов. Парадокс ситуации в том, что порой проще оставаться внутри границ крупных промышленных центров. Для многих это дешевле, но не всегда удобно. О чем здесь можно говорить, если даже такой поддерживаемый на всех уровнях власти проект, как Особая экономическая зона «Тольятти», уже впору называть долгостроем новейшей истории региона.

Между тем руководство региона имеет все рычаги для изменения ситуации. Минрегионразвития РФ объявил о проведении конкурса за право получить статус пилотного проекта. Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александр Кобенко отметил: «Самарско-Тольяттинская агломерация — это более 40% территории области, на которой проживает более 85% населения и производится свыше 80% промышленного производства и инвестиций. Имея уже сформированную Самарско-Тольяттинскую агломерацию, мы располагаем реальным шансом войти в этот пилотный проект и претендовать на получение государственной поддержки». Для разработки концепции программы «Социально-экономическое развитие Самарско-Тольяттинской агломерации» на конкурсной основе уже привлечено ЗАО «Стратеджи Партнере Групп». 11 октября участники совещания под руководством Нефёдова обсудили организацию работы по подготовке заявочных материалов для участия в конкурсе по включению СТА в перечень пилотных проектов. «Для этого в короткие сроки будет подготовлен проект программы «Социально-экономическое развитие Самарско-Тольяттинской агломерации», в которую, по предложению муниципальных образований, должны войти стратегические инвестиционные проекты, работающие на экономическое развитие территории агломерации в целом», — отмечено в сообщении правительства Самарской обл. Теперь важно, чтобы исполнители не отнеслись к этому делу формально. Способность чиновников готовить разного рода отчеты или мало чем обоснованные и непроработанные заявки известна давно.