Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (478) | 21 октября 2013г.
 

Спасительный ЕИРРЦ

Государство должно принять часть ответственности по неплательщикам за коммуналку

Сейдамет Абреков

Правительство Самарской обл. в лице министерства энергетики и ЖКХ продолжает процесс создания Единого информационного регионального расчетного центра (ЕИРРЦ). Планируется, что ЕИРРЦ сделает процесс оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) максимально прозрачным. Это, в свою очередь, должно привести к снижению размеров неплатежей как со стороны населения в пользу управляющих компаний (УК), так, следовательно, и со стороны УК в пользу ресурсоснабжающих организаций (РСО). На сегодня размер неплатежей граждан таков, что многие, даже самые крупные УК, находятся в предбанкротном состоянии.

Приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. от 5 апреля 2013 г. №52 была образована рабочая группа по созданию ЕИРРЦ. «Которой поручено проработать механизмы реализации данного проекта», — в частности, сообщила начальник отдела информационной политики мэрии г.о. Тольятти Лариса Телелькова. Планируется, что ЕИРРЦ будет заниматься формированием и изготовлением единой квитанции на оплату ЖКУ, а также сбором средств, которые будут оплачивать граждане. Также ЕИРРЦ будет заниматься администрированием этих платежей и перенаправлять их РСО и УК. По задумке министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл., это позволит добиться максимальной прозрачности расходования средств граждан.

В то же время функционирование ЕИРРЦ должно помочь разрешить такую хроническую проблему, как неплатежи граждан. Известно, что уровень собираемости платы населения за ЖКУ составляет примерно 92-95%. Каждый год набегает определенный размер неплатежей, который в абсолютном значении только по Тольятти сегодня уже приблизился к миллиарду рублей. С течением времени эта цифра может еще увеличиться. Соответственно, чем крупнее УК, тем больше сумма долга.

На данный момент ответственность по сбору платежей и решение проблем с неплательщиками, пока ЕИРРЦ не начал функционировать, лежит на УК. Эта ответственность приводит к тому, что РСО через суд пытаются взыскать средства, которые УК, в свою очередь, не может даже в судебном порядке взыскать с неплательщиков. К примеру, как отметил в беседе с корреспондентом «Хронографа» директор ООО «Департамент ЖКХ» Виктор Попов, у его компании только по муниципальному жилью уже имеется 614 актов от судебных приставов о невозможности взыскания задолженности на общую сумму более 21,6 млн р.

Скоро желающих заплатить за квартиру станет меньше
Скоро желающих заплатить за квартиру станет меньше

Далеко не факт, что само по себе появление ЕИРРЦ приведет к тому, что проблемы неплательщиков исчезнут. Очевидно, что должны быть найдены источники, из которых будет погашена многомиллионная задолженность граждан перед УК. Особенно вопрос поиска источников актуален в том случае, когда неплательщики проживают в муниципальных квартирах. Что касается Тольятти, то собственник таких квартир -мэрия г.о. Тольятти. Соответственно, именно муниципалитет должен оплачивать долги за ЖКУ, если его квартиросъемщики не платят.

В определенной степени усложняется ситуация с неплатежами из-за разного рода изменений законодательства. «Крайне негативно мы оцениваем законодательную инициативу по отмене обязанности граждан ежемесячно подавать показания индивидуальных приборов учета. Если ранее мы могли проверять показания в той или иной квартире раз в три месяца, то теперь — лишь один раз в шесть месяцев. Хотя уже сегодня дисциплина отдельных граждан по подаче показаний приборов учета, мягко говоря, не радует», — пояснил заместитель генерального директора по производству ООО «ПЖРТ Сервис» Александр Логинов. Также он рассказал о последствиях такого поведения. «Люди поняли, что можно подавать данные гораздо ниже, чем реально зафиксировал прибор. Это позволяет как бы «экономить» на оплате счетов. Но ведь общедомовые приборы, к которым мы имеем доступ, показывают реальное потребление. Проверки выявили квартиры, где жильцы из-за хитрости с показаниями обманули УК кто на 30, кто на 40, а кто на 60 тыс. р. Особенно это касается электроэнергии. Поэтому проверки раз в 6 месяцев — это серьезный удар по платежной дисциплине. Это создаст дополнительные предпосылки по неплатежам», — уточнил Александр Логинов.

Отключение электроэнергии и тампонирование канализации у неплательщиков помогает далеко не в каждом случае. При этом затраты на проведение как этих мероприятий, так и судебные издержки несут УК. Подобные затраты далеко не единственные. При этом в общем объеме платежей более 70% приходится на средства РСО.

Фактически, УК играет роль транзита, через который средства граждан перенаправляются в пользу РСО. Поэтому наиболее логично было бы, если бы затраты по сбору платежей и работе с должниками пропорционально разделялись между конечными получателями средств.

Кроме того, дальнейшее откладывание решения вопроса нивелирования задолженности населения может привести к тому, что даже крупные УК начнут массово банкротиться. А это лишь усилит и так не совсем благоприятную обстановку в сфере ЖКХ.

Комментарии

Сергей АНТАШЕВ, заместитель мэра г. о. Тольятти по городскому хозяйству

- Прямые договоры с энергопоставщиками принципиально вопрос с неплатежами населения не решат. Нужны жесткие мере к неплательщику. Сегодня законодательная база поощряет собственников к неоплате за энергоресурсы и ЖКУ. Их и отключить нельзя, и санкций невозможно применить. Нужны изменения в федеральном законодательстве, чтобы собственники могли менять УК только при исполнении обязательств перед предыдущей. В целом же я до сих пор удивляюсь: почему УК с миллиардными долгами населения — это цифра суммарная по городу — еще работают?! Мы на федеральную конференцию в Сочи повезем предложение от общественного совета по должникам по изменению законодательства. Если говорить о решении проблемы на городском уровне, то мы высвободили 14 муниципальных квартир и предлагаем туда переселять неплательщиков.

Александр СТРЯПЧЕВ, генеральный директор ООО «УК №2 ЖКХ»

- Размер неплатежей составляет примерно 5% от выставляемых платежей. При этом ситуация с неплатежами за последнее время несколько ухудшилась. В конечном счете это приводит к неплатежам в сторону РСО. Именно поэтому некоторые УК Самарской обл. уже не по одному разу обанкротились, фактически похоронив всю задолженность перед поставщиками. ЕИРРЦ ситуацию не решит, поскольку его появление не добавляет реальных механизмов по повышению собираемости. А вот привлечение муниципалитета к этой проблеме способно дать результат. Потому что львиная доля задолжников, по крайней мере, по нашей компании, — это неприватизированные квартиры. Но пока никакой внятной политики со стороны властей на этот счет нет.