Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (478) | 21 октября 2013г.
 

Виктор Попов:

Деятельность УК заведомо убыточна

Борис Кротов

4 октября на встрече с секретарями первичных отделений партии «Единая Россия» президент России Владимир ПУТИН заявил о необходимости лицензирования управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ. В мае т.г. в Госдуму был внесен соответствующий законопроект. Не секрет, что отрасль ЖКХ высокосоциализирована, и с утратой госрегулирования появилось много вопросов к деятельности УК. Насколько сегодня актуально усиление государственного контроля в данном секторе и в связи с чем это необходимо сделать в кратчайшие сроки, а также о многом другом в интервью «Хронографу» рассказал директор ООО «Департамент ЖКХ» (ДЖКХ) г.о. Тольятти Виктор ПОПОВ.

- Виктор Иванович, одной из целей реализации Ф 3-185 (о капитальном ремонте) было снижение роли участия муниципалитетов в процессе управления жилым фондом. Следствием данного процесса стало появление множества новых игроков на рынке управляющих организаций. Сегодня мы вновь слышим о необходимости усиления госконтроля за данной сферой. С чем это связано?

- Причин множество, но пробуем выделить основные. В результате процессов диверсификации рынка жилищно-коммунальных услуг в отрасль пришло много профессиональных УК, но и, к сожалению, много не очень профессиональных. У некоторых компаний полностью отсутствуют производственные фонды, кадры и т.д. Появились компании-однодневки, они собирают деньги, накапливают долги и исчезают. Примеров много, но результат один: недовольные граждане обращаются с претензиями не в УК, а к мэру, губернатору и президенту. Но действующее законодательство не позволяет им напрямую вмешиваться в деятельность юрлиц. В результате появляются многолетние судебные процессы. Пока идут суды, ответчик в лице недобросовестной УК ликвидируется, а граждане остаются обманутыми. Поэтому здесь есть над чем думать и что менять. Порядочность участников рынка в сфере обслуживания жилищного фонда должна оцениваться еще на этапе озвучивания ими своего желания выйти на этот рынок. У населения нет всей полноты возможностей для компетентной оценки уровня профессионализма той или иной УК. Соответственно, после процедуры лицензирования собственникам помещений будет легче и экономически безопаснее выбирать УК.

- В Тольятти сложилась неутешительная практика. Если создают УК с дублирующим именем, то зачастую такой ход связан с желанием уйти от старых долгов перед поставщиками. А имя компании не меняют с целью, чтобы потребитель не заметил смены компании. Для чего создано второе ООО «Департамент ЖКХ» г.о. Тольятти?

- Еще в прошлом году было принято решение о создании второго ДЖКХ. Второго, но не дублирующего! Нас часто обвиняют в громоздкости, неповоротливости и т.д. Мы решили разделить жилой фонд Автозаводского, Центрального и Комсомольского р-нов. В этих районах разные поставщики ресурсов, разная ситуация с тарифами, разное состояние сетей. К слову, отчасти по этим же причинам у нас в городе сегодня формируются две Единые теплоснабжающие организации.

Для того чтобы реализовать территориальный принцип управления жилым фондом и, соответственно, развести жилфонд на управление по территориальному принципу,

в конце прошлого года — начале текущего шла активная кампания по перезаключению договоров на управление. Мы получили две автономные компании, где система управления выстроена исходя из территориальных особенностей снабжения ресурсами. Возможно, мы продолжим процесс реструктуризации и будем создавать холдинг. И каждая компания будет продолжать внедрять запатентованные ДЖКХ разработки.

Почему мы не поменяли название? Мы не сделали этого, когда реструктуризовывались из муниципального учреждения в муниципальное утилитарное предприятие (МУП), а из МУП в ООО. Так зачем же нам это делать сегодня?

- Каким образом будет развиваться ситуация с долгами компании, ведь этот момент вызывает не меньше вопросов и версий?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо уточнить, чьих именно долгов. На начало 2013 г. кредиторская задолженность ООО «ДЖКХ» превысила все разумные пределы. Чего только стоят долги перед ОАО «ПО КХ г.о. Тольятти», ООО «Волжские коммунальные системы», ЗАО «Поволжская ТЭК» за 2009-2012 гг., возникшие из-за межтарифной разницы. Это т.н. выпадающие доходы. Правительство области и мэрия Тольятти ежегодно стремятся нивелировать рост тарифов для населения. Издаются постановления о применении предельного индекса роста коммунальных платежей и квартплаты, и в то же время другими постановлениями утверждаются все более и более высокие тарифы для поставщиков. В итоге получается, что поставщику мы должны условно 100 р., а взять с населения по закону можем только 85 р. При этом средства в бюджете для компенсации данной разницы не закладывались. В такой ситуации роль экономического буфера ложится на УК.

На текущий момент существуют два решения суда о взыскании 225 млн р., которые нам должны компенсировать межтарифную разницу. И один иск — на 170 млн р. — в производстве. Расчеты, на основании которых мы определили сумму иска, подтверждены заключениями квалифицированных экспертов. В судах принимают участие и экспертные компании, и правительство области, и мэрия Тольятти, а третьими лицами выступают поставщики ресурсов. Все участники процессов увидели схемы расчетов, и теперь не должно быть вопросов, откуда эти миллионы.

Так вот, по всем существующим решениям деньги придут на ООО «ДЖКХ». И данные ресурсы будут перенаправлены в ресурсоснабжающие организации. Мы тут выступаем транзитом. Новые иски мы тоже подаем от ООО «ДЖКХ». На нем миллиард «чужих» долгов.

- Вы отметили, что 500 млн р. -это долги, сформированные из-за «выпадающих» доходов. А что с долгами населения?

- Мы больше 10 лет работаем в качестве УК.

И каждый год население не оплачивает примерно 5% и более от общей суммы, которую выставляет ДЖКХ. Хотя необходимо оговориться, что такая ситуация не только в России, но и во всем мире. С годами этот недосбор превращается в очень большие суммы, которые не уменьшаются, несмотря на серьезную работу УК с должниками.

Так, если на начало 2012 г. у нас было 18 тыс. должников, то на начало 2013 г. их стало 24 тыс. С должниками активно работает конфликтная комиссия, которая за год заключает более тысячи договоров о рассрочке. Тут необходимо понимать, что данным органом тщательно прорабатывается судьба каждого должника: его материальные возможности, семейная ситуация и пр. Мы ежегодно получаем более 5 тыс. решений судов, но деньги за свои услуги и ресурсы поставщиков к нам так и не приходят. Люди проживают без регистрации, без договоров найма, в жилье, не оснащенном индивидуальными приборами учета, и, соответственно, не платят. Кроме того, к неплатежам побуждают не совсем понятные населению формы расчета. Например, у нас нет тарифа на горячее водоснабжение (ГВС). В квитанциях вынуждены писать ХОВ и подогрев воды. Как все это технически происходит — зачастую понятно лишь квалифицированным специалистам.

Законодательство позволяет нам неплательщиков лишать коммунальных услуг. К сожалению, конструктивные особенности жилого фонда и закон о частной собственности позволяет ограничить лишь подачу электроэнергии, ГВС и отвод стоков. В прошлом году мы отключили около 600 должников, в этом только за девять месяцев уже около 1000. Но даже при этом уровень недосбора в 2013 г. уже достиг 8%. Посмотрим, что будет по итогам года.

Такая низкая собираемость должна насторожить городское сообщество. Почему сегодня у тольяттинцев нет возможности платить за квартиру? Особую тревогу вызывает муниципальный жилой фонд. По данному фонду у нас долги по 6598 лицевым счетам на общую сумму более 198 млн р. И самое плохое, что у нас 614 актов от судебных приставов о невозможности взыскания задолженности на общую сумму более 21,6 млн р. Получается, что головная боль за недобросовестных квартиросъемщиков муниципальной собственности возложена на УК. Расходы по работе с такими людьми тоже несет УК. Кто должен платить за должника? И этот вопрос, несмотря на его остроту, не решается.

По остальным долгам ситуация схожая. Работа с должниками ведется силами УК и за средства УК. Хотя в общем объеме платежей населения более 70% — это средства энергопоставщиков. При этом не стоит забывать, что мы не только несем затраты по взысканию задолженности по коммунальным ресурсам, но и тратим средства на ежемесячный сбор квартплаты. Было бы логично, если бы поставщики самостоятельно собирали средства за свои ресурсы и вели бы работу с теми, кто им не хочет платить, либо оплачивали данные услуги УК. Такая схема снимет многие вопросы к УК.

Если резюмировать, то можно сказать, что сегодня система сбора платежей с населения выстроена таким образом, что деятельность УК заведомо убыточна.