Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (476) | 7 октября 2013г.
 

По принципам бутафории

Тольятти все активнее отдаляется от реального автоспорта

Сейдамет Абреков

С 27 по 29 сентября на трассе «Тольятти-ринг» (ул. Спортивная) должны были состояться заезды в рамках Russian racing championship (RRC) -чемпионата России по кольцевым автогонкам. Но ввиду изменения регламента соревнований, которые, судя по всему, произошли по вине организаторов, заезды нескольких престижных классов так и не стартовали. Очевидно, автогонщиков смутила низкая безопасность трассы, в реконструкцию которой из бюджета Тольятти было вложено около 29 млн р. Вложилось в проведение соревнований и ОАО «АВТОВАЗ». Как оказалось, город понес существенные затраты, взамен лишь получив чуть ли не одни проблемы. Например, с пробками на дорогах.

Дело Незванкина и Буренкова

С 27 по 29 сентября на «Тольятти-ринг» должны были пройти: восьмой этап чемпионата России RRC в зачетных группах «Туринг», «Туринг-лайт», заезды Кубка России в группах «Национальный» и «Супер-продакшн», седьмой этап Кубка России в группе «Лада». В рамках подготовки к этим соревнованиям в Тольятти, в т.ч. при участии Отдела ГИБДД УМВД по г.о Тольятти, прошел ряд мероприятий по ограничению автомобильного движения как в районе проведения гонок, так и в окрестностях. Организатором соревнований выступило в т.ч. и ОАО «АВТОВАЗ».

По этому поводу на официальном портале АВТОВАЗа накануне старта соревнований была размещена следующая информация: «В конце сентября на одной из самых живописных трасс, расположенных на берегу Волги, «Тольятти-ринг», состоится финал Кубка LADA Granta. Этап станет лишь частью уникального мероприятия — фестиваля скорости «АвтоГрад», в рамках которого также пройдет финал чемпионата России по кольцевым автогонкам RCC (впервые в нашем городе)». Т.е. этому событию на АВТОВАЗе попытались придать позитивный окрас. Стоит отметить, что пресс-центр АВТОВАЗа, подготовивший заявление по поводу гонок, находится в ведении директора по внешним связям Игоря Буренкова. Руководителем проекта Кубок LADA Granta является Владислав Незванкин. Именно Буренкова и Незванкина можно назвать одними из главных заинтересованных лиц в проведении гонок в Тольятти, поскольку их организация и освещение требует значительного бюджета.

Но 28 сентября коллегия спортивных комиссаров (КСК) Российской автомобильной федерации (РАФ) по результатам собрания представителей всех заявившихся на данные соревнования участников приняла решение отметить практически все заезды. В частности, согласно официальному бюллетеню КСК, в классе «Туринг» отказался от участия в соревнованиях с измененным регламентом представитель команды B-tuning. По этим же обстоятельствам отказались от участия в соревнованиях в классе «Туринг-лайт» команды B-tuning и «Зенит-моторспорт». Участвовать в заездах в классе «Национальный» отказалась команда «ВПК-Спорт».

КСК РАФ приняла решение: «Соревнование в классах «Туринг», «Туринг-лайт» не проводить в связи с отсутствием согласия всех заявившихся участников». В итоге на трассе «Тольятти-ринг» прошли лишь заезды класса «Супер-продакшн», который можно назвать наименее престижным из серии RRC. Также прошли заезды в рамках Кубка LADA Granta. С учетом состава участников этого Кубка гоночные автомобили пилотируют большое количество любителей, его также сложно назвать престижным и популярным среди зрителей и пилотов.

Вазовские фантазии

Изменения в регламенте требует более детальных комментариев. Так, 27 сентября, т.е. еще до старта гонок, пресс-центр АВТОВАЗа по этому поводу сообщил: «Незадолго до соревнований «городские» особенности трассы вызвали некоторые опасения среди команд RCC. Предлагалось даже перенести этап на одну из стационарных трасс. Но Комиссия кольцевых гонок РАФ заявила о том, что переноса этапа, не будет, т.к. со времени опубликования календаря никто никаких соображений по поводу нежелательности проведения здесь гонки не высказывал. Кроме того, с прошлого года место проведения соревнований подверглось серьезной доработке в соответствии с указаниями Комиссии. На трассе было полностью заменено дорожное полотно, установлены новые отбойники и гардрели,

в общем, «Тольятти-ринг» полностью соответствует всем правилам безопасности и отвечает современным требованиям по проведению автомобильных гонок».

Судя по официальному заявлению КСК РАФ, появившемуся уже 28 сентября, подчиненные Игоря Буренкова и президента АВТОВАЗа Игоря Комарова, вероятно, выдавали желаемое за действительное.

У случившегося, очевидно, будет очень много разного рода последствий. Например, раз заезды сразу в нескольких классах RCC не состоялись, значит, их нужно проводить, причем, скорее всего, не в Тольятти, а в каком-то другом городе, где имеется трасса, соответствующая регламенту. Иначе чемпионы России в этих классах не будут определены или те, кто лидировал до этапа в Тольятти, не будут иметь права считаться победителями чемпионата. Кроме вопросов спортивного характера стоит обратить внимание на то, насколько пострадает имидж Тольятти как города, некогда считавшегося чуть ли не столицей российского автоспорта.

В былые годы в городе проводились гонки самого высокого статуса, за счет чего была сформирована аудитория поклонников автоспорта. Сегодня, когда в Тольятти фактически нет кольцевой трассы, привлекать сюда элитные серии становится все проблематичнее. События 28-29 сентября это доказали.

Но в то время, когда в Тольятти, несмотря на все многочисленные заверения, так и не появилась достойная трасса, в других городах России один за одним открываются современные стационарные автодромы. Достаточно привести пример Казани, Смоленска или Москвы, где на трассе Moscow Raceway 8 и 9 июня прошел один из этапов мировой серии WTCC. Попытки же организовать в Тольятти соревнования достойного уровня со стороны больше напоминают бутафорию. Иначе как плевком в адрес тольяттинских поклонников автоспорта произошедшее на выходных 28-29 сентября назвать вряд ли можно.

Цена чужих развлечений

Нелишним будет напомнить, во что налогоплательщикам обошлась подготовка трассы «Тольятти-ринг», на которой «впервые в городе» так и не пришлось проехать самым престижным классам RCC. 27 мая 2013 г. повторно был опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в тендере на ремонт в Тольятти автодороги по ул. Спортивной. Это случилось после того, как ОАО «АВТОГРАДТРАНС» (АГТ) оспорило результаты тендера, победителем которого еще в апреле стало ОАО «ДРСУ». При этом еще в январе 2013 г. мэрия Тольятти продала 100% акций АГТ в пользу лиц, которых по целому ряду косвенных признаков можно было назвать дружественными холдингу «Волгопромгаз». Продажа акций АГТ, судя по всему, шла не без учета мнения на тот момент заместителя мэра г.о. Тольятти — руководителя аппарата Александра Тарасова.

Как можно было судить по повторному протоколу рассмотрения заявок, на участие в тендере на ремонт трассы «Тольятти-ринг» от 27 мая ДРСУ сделано наименьшее предложение — 28,9 млн р. Это означало, что именно ДРСУ должно было заключить контракт. Однако, как сообщали наблюдатели того тендера, АГТ удалось стать субподрядчиком. Так или иначе, но то, каким образом прошло освоение 28,9 млн р. бюджетных средств, показал этап RCC, который должен был пройти в Тольятти, но не прошел опять же из-за низкого качества дорожного покрытия.

Кроме того, Тольятти в период проведения соревнований оказался на грани транспортного коллапса: проезд по некоторым жизненно важным магистралям, например, дороге по т.н. зеленой зоне, оказался ограничен. Это привело к существенной загрузке других магистралей -Южного и Автозаводского шоссе, ул. 40 лет Победы и т.д. Также во время проведения гонок тольяттинцы, проживающие в окрестностях ул. Спортивной в 8-м квартале, вынуждены были, чтобы попасть домой, в массовом порядке двигаться не по ул. Спортивной, а по внутриквартальным проездам, а порой и сопряженным с проездами придомовым территориям. Не стоит исключать, что автомобильный транспорт передвигался даже по детским площадкам. Кто следил за правопорядком на этих территориях — вопрос остается открытым.

Отдельно стоит уделить внимание тому, что сами автомобильные гонки как таковые -это достаточно небезопасное явление. О чем, собственно, и говорит отказ ряда команд от участия в соревнованиях. Видимо, собственная безопасность им оказалась дороже. Но в том-то и дело, что порой жертвами происшествий на гонках могут стать даже не пилоты, а зрители.

А поскольку «Тольятти-ринг» — это городская трасса, расположенная в непосредственной близости от жилых домов, то пострадать могут люди, вообще не имеющие отношения к гонкам даже как зрители. Легко представить, как колесо, оторвавшееся от двигающегося на высокой скорости автомобиля, может попасть в человека, который, например, пошел в расположенный в близости от трассы магазин.

При всех рисках проведение в городах подобных автоспортивных соревнований может быть оправдано за счет прямого или косвенного дохода городского бюджета и местного бизнеса. Тем более что подготовка асфальтного покрытия трассы происходила именно за счет городского бюджета. Но, как оказалось, в результате действий организаторов запланированное шоу в полной мере не состоялось. Оно прошло в весьма усеченном виде. Скорее всего, зрители остались огорчены. В результате не только не приходится говорить, что город и местный бизнес что-то получил от того, что в Тольятти прошли эти соревнования. Но с учетом того, какие неудобства пришлось испытывать горожанам, передвигавшимся на автомобилях во время проведения гонок, и вовсе можно сделать вывод о том, что от всей этой затеи осталось гораздо больше негатива, чем позитива.

Комментарии

Дмитрий ФЕДОРОВ, житель г. Тольятти

- Там было не проехать. Все подъезды со стороны ул. Спортивной были перегорожены. Чтобы заехать хотя бы к себе в квартал, мне надо было перескочить два или три бордюра, на свой страх и риск проехать по встречной полосе и кое-как где-нибудь припарковаться возле дома. Жители домов по ул. Спортивной, 18, 18 «а» и 18 «б» все испытали такие сложности. Что касается присутствия ГИБДД, то я не видел сотрудников, наблюдал лишь их автомобили. По поводу шума от гонок могу сказать, что ничего хорошего в этом нет: просыпаешься в выходной день в 8-9 утра, потому что они там гоняют. Причем у нас на ул. Спортивной слышимость очень хорошая. Если бы я жил в другом месте, может быть, получал от гонок удовольствие. А так -один негатив.

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- АВТОВАЗ организацией спортивных мероприятий 27-29 сентября 2013 г. не занимался. Наряду с другими организаторами непосредственной организацией и координацией этого проекта (в т.ч. взаимодействием с подрядчиками) занималась дочерняя компания ОАО «АВТОВАЗ» — ООО «ЛАДА СПОРТ». Следует отметить, что проведенный этап признан состоявшимся, о чем свидетельствует, в частности, факт выявления победителей в классах «Национальный» и «Супер-продакшн» RRC, а также в гонках Кубка LADA Granta.

Алексей МАРТЫНЦЕВ, начальник ОГИБДД У МВД по г. о. Тольятти

- Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется соответствующим органом исполнительной власти, в ведении которого находятся автомобильные дороги, в рассматриваемом случае — мэрия г.о. Тольятти. В этой связи, с целью организации и проведения на территории г.о. Тольятти в период с 27 по 29 сентября 2013 г. автомобильного фестиваля «АвтоГРАД», мэрией г.о. Тольятти было издано постановление от 29 июля 2013 г. №2411-П/1 «Об участии в организации и проведении автомобильного фестиваля «АвтоГРАД» на территории г.о. Тольятти». Управлению МВД РФ по г. Тольятти рекомендовано оказать содействие в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения и произвести перекрытие движения автомобильного транспорта на отдельных участках ул. Спортивной, Юбилейной, дублера Спортивной, в соответствии с разработанной схемой организации дорожного движения на период проведения фестиваля.