Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (474) | 23 сентября 2013г.
 

Сворачивают карту

«Самарская карта» идет на банкротство с многомиллионными долгами

Екатерина Михасенок

27 сентября Арбитражный суд Самарской обл. рассмотрит обоснованность поступившего в начале месяца требования ООО «Самарская карта» (СК) о самобанкротстве. О наличии поводов для признания СК несостоятельным может говорить то, что долг компании перед двумя из трех муниципальных предприятий, с которыми она работала, достигает 47 млн р. Деятельность СК ранее курировал выходец из Группы «СОК» Валерий ГРАФСКИЙ (на фото). Уход этого игрока с рынка предоставления транспортных услуг означает закат еще одного из крупных бизнес-проектов, запущенных в бытность мэра Самары Виктора ТАРХОВА.

Заявление операционной компании СК о признании самой себя несостоятельной было принято к производству 9 сентября. Одновременно СК заявило ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины в размере 4 тыс. р. в связи с недостаточностью денежных средств.

Кроме СК, в роли заявителей по делу о банкротстве на официальном сайте суда фигурируют МП г.о. Самара «Пассажирский автомобильный транспорт» (Пассажиравтотранс) и МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ТТУ). Судебное заседание по рассмотрению обоснованности требований заявителей назначено на 27 сентября. Пассажиравтотранс уже заявил ходатайство о применении предварительных обеспечительных мер. Долг СК перед этим МП составляет 9,55 млн р. Размер долга перед ТТУ можно прикинуть по вступившему в законную силу решению суда от 25 февраля 2013 г. С СК в пользу ТТУ было взыскано 37,3 млн р. По решению суда арест был наложен на денежные средства в сумме 23,2 млн р., которые СК предпочитало держать на банковском счете в ОАО «Первый Объединенный банк». Помимо почти 47 млн р. задолженности перед Пассажиравтотрансом и ТТУ, в реестр требований кредиторов СК ожидается включение требования МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» (СМетро).

СК было образовано в 2007 г. в рамках реализации муниципального проекта транспортной платежной системы «Электронный проездной -Самара» (ЭП-С). Вдохновителем СК выступил Валерий Графский, который при мэре Викторе Тархове возглавлял департамент транспорта городской администрации.

Графский был утвержден на эту должность благодаря усилиям лоббистов Группы «СОК» — на тот момент лидера на рынке транспортных перевозок и транспортных услуг.

30 июня 2008 г. между СК и правообладателем системы — новосибирским ЗАО «Золотая корона» (ЗК) — был заключен бессрочный договор на информационно-технологическое обслуживание системы ЭП-С за № ТК-080630. По договору СК наделили функциями оператора. ЗК за вознаграждение стала оказывать оператору процессинговые услуги, а в качестве расчетного центра, за вознаграждение осуществляющего расчеты между участниками системы, было выбрано ООО «Самарский ипотечно-земельный банк» (Ипозембанк). Задачей СК являлась организация исполнения поручений перевозчиков (автотранспортных предприятий ТТ, Пассажиравтотранс, СМетро и ООО «Мотор») по приему от пользователей (пассажиров) предоплаты за услуги перевозки, оказываемые перевозчиками пользователям, через агентов (например, владельцев платежных терминалов). Между участниками системы были заключены договоры технологического присоединения. Ипозембанк Ильяса Шакурова через терминалы принимал средства в счет пополнения балансов электронных проездных и перечислял средства оператору. СК, в свою очередь, занималось распределением финансовых потоков между перевозчиками. Помимо комиссии за эти услуги, которая варьировалась в пределах от 3 до 6%, СК имело возможность получать и другие доходы. Если представить, что деньги, зачисленные на счет оператора в качестве предоплаты за услуги перевозки, не сразу отправлялись исполнителям, а на некоторое время задерживались в распоряжении посредника, то последний мог найти достаточно способов быстрого и выгодного вложения этих средств.

Учитывая, что объем средств, ежегодно попадавших на счета СК для предоплаты услуг только трех основных муниципальных перевозчиков, мог достигать 500 млн р., несложно оценить, насколько рентабелен был этот бизнес для владельцев оператора. Сбой в работе СК случился, когда перевозчики заявили об одностороннем отказе от договоров присоединения. Это произошло с 13 по 14 августа 2012 г. Официальной версией отказа стало завышение СК комиссии за свои услуги до 6%. В течение суток СК попросту выпало из системы.

В сентябре 2012 г. СК инициировало ряд судебных разбирательств с ЗК. Затем иски были обращены к Пассажиравтотрансу, ТТУ, и СМетро (см. «Хронограф» №5 (449) от 18.02.13). Оператор намеревался признать договоры, расторгнутые в одностороннем порядке, действующими, и требовал понудить перевозчиков исполнять свои обязательства по ним.

В ходе судебных процессов в СК поменялись хозяева. В октябре 2012 г. 100% долей в уставном капитале СК от Ларисы Быковой и Константина Макарова отошло в пользу ГУП Самарской обл. «ЭКСОН». А спустя еще месяц сменилось и руководство. Вместо Валерия Графского пост директора СК в ноябре 2012 г. занял Максим Волошин.

Весной 2013 г. стало понятно, что СК не удастся вернуть позиции на транспортном рынке Самары. Компании было отказано в ее требованиях к ЗК и трем муниципальным перевозчикам. А вот контратака того же ТТУ, потребовавшего взыскать с СК задолженность в виде стоимости фактически оказанных гражданам услуг по пассажирским перевозкам в период с 1 июля по 14 августа 2012 г., увенчалась успехом.

С апреля по август т.г. СК пыталось обжаловать невыгодные для него решения судов, но безрезультатно. По мнению наблюдателей, пауза и отвлечение внимания оппонентов на суды могла быть использована кураторами СК для вывода денежных средств со счетов компании в пользу третьих лиц. После этого СК могло уже совершенно спокойно готовиться к самобанкротству. Шансы ТТУ и Пассажиравтотранса вернуть деньги в рамках дела о несостоятельности СК наблюдателями расцениваются как минимальные.