Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (465) | 24 июня 2013г.
 

Камень преткновения

Банки пока сложно отговорить от наживы на потребителях

ИА «Центр-Инфо»

10 июня в Самаре завершился семинар «Финансы и пресса». Участники обсуждали проблемы и перспективы предоставления банковских услуг населению. Одним из ключевых моментов мероприятия стала дискуссия между первым вице-президентом Ассоциации региональных банков «Россия» Александром ХАНДРУЕВЫМ (на фото) и председателем правления общероссийской общественной организации «ФинПотребСоюз» Виктором МАЙДАНЮКОМ о добросовестных и недобросовестных заемщиках. Ситуация такова, что первых в России все же больше. В этом плане позиция ряда работающих в регионе банков, ставящих выдачу потребительского кредита в зависимость от разного рода незаконных условий, требует более жестких санкций со стороны регулятора и надзорных органов.

На очередном семинаре, организованном при поддержке Банка России и госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), помимо федеральных экспертов присутствовали представители банков, работающих на территории региона. Центральной темой стало повышение финансовой грамотности населения и защита прав потребителей банковских услуг, в т. ч. при активной поддержке СМИ.

Было отмечено, что всерьез институты по защите прав потребителей в сфере банковского обслуживания и страхования начали формироваться только три-четыре года назад. Тем не менее даже за такое короткое время они, вступив во взаимодействие с Банком России, ФСФР, ФАС, Росфиннадзором и Роспотребнадзором, достигли определенных успехов. К примеру, один из важных показателей качества работы организаций по защите прав банковских клиентов — наработка соответствующей судебной практики. По оценкам наблюдателей, сегодня в арбитраже каждый второй иск к кредитному учреждению с требованием устранить нарушения прав заемщика разрешается положительно для пострадавшей стороны.

Впрочем, до полного отказа банков от порочных методов извлечения дополнительной прибыли еще далеко. По словам председателя правления общероссийской общественной организации «ФинПотребСоюз» Виктора Майданюка,

Александр Хандруев предлагает защищать заемщиков в зависимости от их добросовестности
Александр Хандруев предлагает защищать заемщиков в зависимости от их добросовестности

основные зафиксированные нарушения -навязывание сопутствующих услуг, влекущих затраты для клиентов, рекапитализация кредитов вместо их реструктуризации и некорректная переуступка долга заемщика третьим лицам — коллекторам. «В последнее время некоторые «коллекторы» в целях запугивания граждан начинают распространять порочащую человека информацию среди соседей, на работе. В результате люди теряют работу, здоровье, сокращаются их возможности по восстановлению платежеспособности. Действия таких «коллекторов» напоминают тактику выжженной земли», — заключил Майданюк.

Все три популярных нарушения встречаются чаще всего в краткосрочном потребительском кредитовании, являющемся на сегодняшний момент самой прибыльной финансовой операцией. Однако вместо конкуренции процентных ставок (средняя стоимость банковского кредита для физлиц сроком на один год в 1кв. 2013 г., по данным Банка России, составила 25% годовых) возрастает конкуренция в простоте получения кредита. За этой простотой, как правило, скрываются особые условия, в зависимости от выполнения которых поставлена выдача денег. Можно вспомнить такие противозаконные вещи, как назначаемые попутно комиссии за выдачу, обслуживание, досрочное погашение кредита и т. д.

Вопрос о том, как стимулировать коммерческие банки, прекратить заниматься выставлением клиенту незаконных условий при выдаче кредита, был адресован, в частности, представителям ОАО «Первобанк», ОАО «АВТОВАЗБАНК» и ОАО АКБ «СОЮЗ» — Андрею Гончарову, Елене Казымовой и Владимиру Сластенину, соответственно. Однако их видение ситуации узнать не удалось.

В диалог вмешался руководитель представительства АСВ в ПФО и по совместительству модератор семинара Вячеслав Бураков, предложивший заслушать банкиров позднее. Зато Виктор Майданюк удержаться не смог, сообщив, что недобросовестным игрокам финансового рынка, помимо общественников, расставляет все больше законодательных и юридических препятствий Банк России.

За коллег вступился первый вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» Александр Хандруев. По его словам, в высокие процентные ставки по кредитам закладывается риск невозврата, в т. ч. по причине мошенничества. Соответственно, потребителей нужно тоже делить на добросовестных и недобросовестных, а к защите прав каждой из категорий подходить избирательно. Чтобы банки не становились жертвами мошенников, а соблазн не вернуть кредит не превращался в тенденцию, в законодательство, на взгляд Хандруева, требуется внести изменения — разработать понятие и установить признаки добросовестных и недобросовестных заемщиков. Майданюк парировал, что в России процент невозврата кредитов физлицами меньше, чем в других странах. Хандруев эту статистику подтверждать отказался. Тогда глава ФинПотребСоюза пояснил, что в первую очередь прибыль коммерческих банков в истекшем году была сформирована за счет потребительских кредитов. Причем подсчеты наверняка велись не только по процентным доходам, но и по доходам от сомнительных в правовом плане комиссий.

В итоге участники дискуссии сошлись на том, что некие критерии добросовестности законодательно установить необходимо. С другой стороны, ориентироваться банковское сообщество должно все же на то большинство, которое исполняет обязательства по кредиту в полном объеме и точно в срок. А если так, то к банкам — нарушителям прав потребителей требуется применять более жесткие меры. Например, ввести значительные штрафы, сопоставимые по размеру со штрафами, выписываемыми сегодня ФСФР в адрес поднадзорных субъектов.