Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (465) | 24 июня 2013г.
 

Наследие Шарая

АвтоВАЗагрегат становится заметной мишенью для предвыборных спекуляций

Сейдамет Абреков

Официальное издание самарского областного отделения (СОО) политической партии КПРФ газета «Трудовая Самара» опубликовала информацию, касающуюся деятельности ОАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA). Речь шла о сокращениях персонала и рабочего времени на предприятии. С одной стороны, подобные информационные вбросы можно было бы объяснить желанием политиков привлечь к себе внимание накануне выборов в Думу г. о. Тольятти (ТГД). С другой — ситуация на ABA за то непродолжительное время, как генеральным директором стал Григорий ГАПОНЬКО, оказалась далека от идеальной. Падают объемы производства, сокращается персонал, формируются долги.

«Трудовая Самара» в спецвыпуске №5 от 29 мая 2013 г. сообщила: «На ОАО «АвтоВАЗагрегат» вышел приказ о сокращении персонала на 83 человека (ориентировочно 18%). Начиная с апреля 2013 г. все сотрудники предприятия переведены на сокращенную рабочую неделю. Завод работает по четыре дня в неделю. Некоторые подразделения (бригады основных цехов) работают по три дня. В начале года вышел приказ о снижении размера премии на 50%, действие приказа — до 21 декабря 2013 г. Однако одновременно с этим растет численность руководящих кадров — директоров и их заместителей». Генеральным директором ABA является Григорий Гапонько.

Комментарии к статье, в которой была размещена данная информация, давал лидер независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев. Он и его профсоюз получили известность на том, что создавали и создают серьезные проблемы руководству таких предприятий, как ОАО «АВТОВАЗ», ООО «Волжский машиностроительный завод», МП ТП «АТП №3». Вероятно, что «Единство» пытается начать оказывать влияние и на работников ABA. Это вполне логично, т. к. на ABA созданы для этого неплохие условия.

Чтобы удостовериться в этом, достаточно ознакомиться с отчетом ABA за 2012 г. Из документа следует, что на предприятии созданы предпосылки для высвобождения персонала. «В 2012 г. общество произвело продукции на 4,25 млрд р., что на 28% ниже, чем в 2011 г. (5,93 млрд р.). Общество в 2012 г. реализовало продукции на 4,02 млрд без НДС, в т. ч. реализация на ОАО «АВТОВАЗ» (включая «Иж-Авто») составила без НДС 3,79 млрд р., или 94%. По отношению к 2011 г. общий объем реализации готовой продукции общества снизился на 31,9%», -говорится в годовом отчете ABA за 2012 г. Для решения производственных проблем на ABA решили прибегнуть к заимствованиям. По крайней мере, в отчете компании за 2012 г. говорится о том, что 11 декабря 2012 г. с ООО «МФГ-Партнер» был заключен договор процентного займа №4497 на сумму 338 млн р. Вероятно, подобного рода тенденции могут сохраниться и в 2013 г.

При этом в отчете ABA содержится информация, из которой можно понять, что компания имеет резервы для улучшения показателей, но почему-то не пользуется ими. В отчете говорится: «Снижение объема по СВГ (система выпуска газов. — Прим. авт.) обусловлено передачей производства СВГ на а/м «Калина», «Приора» с ABA в ООО «ЭАВС» с ноября 2011 г. Для ООО «ЭАВС» ABA поставляет полуфабрикаты и комплектующие для производства СВГ на а/м «Калина», «Приора», «Гранта». ...В 2012 г. ОАО «АвтоВАЗагрегат» начало поставки компонентов (обивки, набивки, каркасы) для ООО «ФАД» под проект RF-90/LB1A как поставщик второго уровня ОАО «АВТОВАЗ». Объем продаж ООО «ФАД» за 2012 г. составил 169 млн р.». Напрашивается вывод, что ABA по каким-то причинам начал наращивать объем отгрузки полуфабрикатов в виде компонентов в пользу неких ООО, которые, судя по всему, и являются производителями конечной продукции для АВТОВАЗа. Подобная схема позволяет при желании сместить центр формирования прибыли из одного юрлица в другое. Хотя далеко не секрет, что ABA способен самостоятельно заниматься производством СВГ и сидений для автозаводов. В существующей же схеме наверняка основная маржа оседает в ООО «ЭАВС» и ООО «ФАД».

На этом фоне аналитики ABA пришли к такому выводу: «Основной причиной получения убытка от продаж ОАО «АвтоВАЗагрегат» за 2012 г. является низкий объем закупок ОАО «АВТОВАЗ» у общества автокомпонентов, который не соответствовал производственным мощностям предприятия. Это привело к непропорционально высоким расходам на содержание основных производственных фондов, на персонал». И это при том, что, если верить отчету компании, на предприятии практиковались прием рабочих по срочным трудовым договорам (до 10% от численности рабочих), привлечение временной рабочей силы из числа осужденных, отбывающих наказание в Тольятти, сверхурочное время работы из-за нехватки персонала.

Параллельно снижалась среднесписочная численность персонала ABA (без численности дочерних предприятий). Если в январе 2012 г. на предприятии работало 2248 человек, то в декабре 2012 г. — уже 2051. Т. е. прошло снижение численности почти на 200 человек. На этом фоне заявление издания КПРФ способны обрести в сознании избирателей высокую актуальность.

Вместе с тем руководство компании, по всей видимости, сделало немало для того, чтобы разного рода силы получили предпосылки начать использовать ситуацию на ABA в собственных интересах. Причем часть того периода, который описан в годовом отчете ABA, прошел под руководством генерального директора Григория Гапонько. До него эту должность занимал Сергей Савенков. Но и тот и другой, очевидно, были назначены с учетом мнения бывшего председателя совета директоров ABA Павла Шарая (на фото). Таким образом, именно они должны нести ответственность как за производственные показатели, так и за социальную стабильность в коллективе. Правда, Шарая уже нет на ABA.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Григорий ГАПОНЬКО, генеральный директор ОАО «АвтоВАЗагрегат»

- Производственная деятельность ОАО «АвтоВАЗагрегат» напрямую зависит от заказа компонентов от ОАО «АВТОВАЗ». Снижение объемов производства и общего объема реализации продукции в 2012 г. связано с прекращением или снижением выпуска на ОАО «АВТОВАЗ» некоторых устаревших моделей автомобилей. Численность персонала ОАО «АвтоВАЗагрегат» в настоящий момент без дочерних предприятий составляет 1961 человек, в т. ч. по срочным договорам работает 34 человека. Пониженный размер премии получают в настоящее время только руководители, это связано с тем, что не все из показателей премирования, согласно «Положению о премии РсиС», выполняются. ОАО «АВТОВАЗ» самостоятельно номинирует поставщиков изделий на основании коммерческих предложений. В рамках данной процедуры ООО «ЭАВС» и ООО «ФАД» определены поставщиками первого уровня и поставляют продукцию на часть номенклатуры ОАО «АВТОВАЗ» наравне с ОАО «АвтоВАЗагрегат».

Владимир БАГАЕВ, директор ГКУ Самарской обл. «Центр занятости населения г. о. Тольятти»

- ОАО «АвтоВАЗагрегат» извещало службу занятости о сокращении работников: 25 декабря 2012 г. -1 чел., 27 марта 2013 г. — 28 чел., 28 марта2013 г. -1 чел., 1 апреля 2013 г. -1 чел., 10 апреля 2013 г. — 5 чел., 10 июня 2013 г. -25 чел. В 2012 г. поставлен на учет 101 бывший работник ОАО «АвтоВАЗагрегат», уволенные по различным причинам. Оказано содействие в трудоустройстве 61 чел. В 2013 г. обратилось 30 чел., трудоустроено 8 чел.