Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (457) | 15 апреля 2013г.
 

Напрягают Кандеева

«Юго-Запад транснефтепродукт» требует с Минфина почти 10 миллионов

Иван Григорьев

29 марта ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» (ЮЗТНП) начало обосновывать свои претензии к правительству Самарской обл. в суде. ЮЗТНП намерен получить с регионального Министерства финансов 9,4 млн р. убытков, якобы причиненных истцу в результате принятия приказа УГРиКЭ №80 от 28 декабря 2009 г. Ранее данный приказ был оставлен в силе всеми арбитражными инстанциями, несмотря на противодействие ЮЗТНП. За спорами по непрофильному для себя вопросу в ЮЗТНП, похоже, не слишком заботятся о безопасности основной деятельности. Об этом косвенно свидетельствуют результаты недавних проверок, проведенных на предприятии специалистами МЧС и Ростехнадзора.

Приказ УГРиКЭ по Самарской обл. №80 от 28 декабря 2009 г. устанавливал индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями региона с 1 января 2010 г. Пунктами № 27, 32, 59, 73 приложения №1 к названному приказу были определены двухставочные тарифы за содержание электрических сетей и оплату технологического расхода (потерь) между ЮЗТНП и четырьмя компаниями – ООО «СПЕКТР», ООО «Сызранская городская электросеть», ОАО «МРСК Волги» и ООО «Самара-Терминал». Изменение схемы взаиморасчетов за услуги по передаче не устроило ЮЗТНП. По мнению представителей ОАО АК «Транснефтепродукт», в структуру которого входит ЮЗТНП, после получения приказа и анализа расчетных таблиц индивидуальный тариф в компании сочли экономически необоснованным.

В результате ЮЗТНП обратился в УГРиКЭ с заявлением о выходе из реестра сетевых организаций, осуществляющих деятельность в электроэнергетике, с 1 января 2010 г. Примечательно, что это произошло только 9 марта 2010 г. В качестве мотива ЮЗТНП указал на то, что тарифы, установленные приказом №80, являются для общества невыгодными, а следовательно, нарушают его права и законные интересы. Рассмотрев обращение, УГРиКЭ приказом №23-р от 29 июня 2010 г. исключило ЮЗТНП из вышеуказанного реестра. В этот же день был подписан приказ №22 об признании утратившими силу индивидуальных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для взаиморасчетов ЮЗТНП между сетевыми организациями Самарской обл. на 2010 г. «Новым приказом индивидуальные тарифы были отменены, но только с 1 июля 2010 г. и без решения вопроса о возмещении убытков», — пояснил начальник отдела по связям с общественностью Транснефтепродукта Илья Архипов.

Пока остается неизвестным, с какого момента в ЮЗТНП исчисляют убытки. Однако учитывая, что до момента подачи заявления и в ходе его рассмотрения ЮЗТНП обязан был подчиняться приказу, а также то, что УГРиКЭ вряд ли нарушило сроки рассмотрения обращения компании, можно предположить, что никаких убытков в действительности не было. Другими словами, если в ходе судебного разбирательства выяснится, что расходы, понесенные ЮЗТНП до 1 июля 2010 г., обоснованы действием приказа, то убытками их признать станет невозможно.

ОАО «ЮЗТНП» слишком долго готовило претензии Минфину
ОАО «ЮЗТНП» слишком долго готовило претензии Минфину

Любопытно, что спустя два месяца после отмены тарифов для ЮЗТНП и исключения общества из реестра сетевых организаций ЮЗТНП обратился в арбитраж с требованием признать недействительным приказ УГРиКЭ №22 от 29 июня 2010 г. и обязать регулятора отменить приказ №80 от 28 декабря 2009 г. Такое заявление могло свидетельствовать о намерении ЮЗТНП вернуться в реестр сетевых организаций на удобных для него условиях и в то же время подготовить почву для взыскания убытков. Чуть позже требования ЮЗТНП видоизменились. Определением от 25 октября 2010 г. предмет иска был утвержден как признание недействительными только вышеуказанных пунктов № 27, 32, 59, 73 приложения №1 приказа №80. Т. е. теперь речь шла об оспаривании тарифов, назначенных исключительно для ЮЗТНП. По всей видимости, в компании начали опасаться того, что отмена приказа №80 целиком приведет к претензиям к ЮЗТНП со стороны других сетевых организации, которых назначенные тарифы могли вполне устраивать.

В итоге суд отказал компании в удовлетворении требований, указав на пропуск заявителем срока подачи иска, хотя о существовании оспариваемого приказа ему было известно заблаговременно. «Тот факт, что заявитель обращался с заявлением об исключении его из реестра сетевых организаций, не мог служить препятствием для обращения в суд, тем более что у ответчика (УГРиКЭ) не имеется законодательно установленной возможности отмены приказа об установлении тарифов с момента его издания», — комментируются в судебном решении от 24 декабря 2010 г. причины опоздания ЮЗТНП. Несмотря на все усилия, обжаловать данное решение в судах вышестоящих инстанций, вплоть до ВАС РФ, ЮЗТНП не удалось.

Тем не менее в декабре 2012 г., по истечении более года с момента отказа в пересмотре дела президиумом ВАС РФ, ЮЗТНП все же решился заявить в суде о своих убытках. Причем претензии на сумму свыше 9,4 млн р., как сообщается в ответе ЮЗТНП на запрос редакции, «о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий государственных органов», были адресованы Министерству управления финансами Самарской обл. 5 марта 2013 г. Минфин ходатайствовал о замене себя как ответчика на Министерство энергетики и ЖКХ, являющееся правопреемником УГРиКЭ. Вопрос о замене был рассмотрен 29 марта.

Наблюдатели оценивают шансы ЮЗТНП взыскать деньги с правительственных органов как весьма скромные, т. к. приказ УГРиКЭ, якобы нанесший убытки компании, так и не был отменен, а значит, сохранил свою силу.

Вероятно, разбирательства по поводу невыгодных тарифов могли отвлечь внимание ЮЗТНП от обеспечения безопасности основной деятельности по транспортировке нефтепродуктов. В пользу недоработок по ряду направлений косвенно свидетельствуют результаты недавних проверок, проведенных на предприятии МЧС и Ростехнадзором. Отсюда напрашивается вывод, что вместо апелляций к региональным властям ЮЗТНП следовало бы усилить контроль над организацией собственной работы.

Комментарии

Сергей КАНДЕЕВ, министр управления финансами Самарской обл.

- В 2010 г. ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» обращалось в суд с заявлением об отмене приказа УГРиКЭ Самарской обл. №80 от 28 декабря 2009 г. Решением Арбитражного суда Самарской обл. от 24 декабря 2010 г. в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной и кассационной инстанциях решение суда первой инстанции оставлено в силе. В настоящий момент обществом подано заявление о взыскании с казны Самарской обл. убытков в размере 9,404 млн р., возникших, по мнению ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт», вследствие установления приказом УГРиКЭ №80 от 28 декабря 2009 г. экономически необоснованного тарифа.

Илья АРХИПОВ, начальник отдела по связям с общественностью ОАО АК «Транснефтепродукт»

- Приказ №80 от 28 декабря 2009 г. обжаловался ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в арбитражном суде, однако в удовлетворении заявления судом было отказано, при этом законность ненормативного правового акта по существу судом не рассматривалась. Результаты проверок объектов ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт», расположенных в Самарской обл., удовлетворительные. В ходе проверок органами государственного пожарного надзора в 2012 г. было предложено 18 мероприятий. В настоящее время выполнено 16 мероприятий, по двум мероприятиям сроки не истекли.

Юрий ИВАНОВ, начальник ГУ МЧС России по Самарской обл.

- Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Самарской обл. 21 ноября 2012 г. проведена проверка в отношении ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» по адресам: г. Самара, ул. Льва Толстого д. 75; г. Самара, ул. Уральская, д. 46а; г. Сызрань, ул. Нефтебазная, д. 16; г. Сызрань, ул. Нефтепроводная, д. 10. По результатам проверки выявлены нарушения требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности. О ходе устранения выявленных нарушений информация в адрес ГУ МЧС России по Самарской обл. не поступала.

Валерий САФРОНОВ, руководитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

- Последняя проверка филиала ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» проводилась 23 ноября 2012 г. По результатам проведенной проверки выдано предписание и привлечено к административной ответственности четыре должностных лица. Все замечания, отраженные в предписании, устраняются в установленные сроки.