Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (457) | 15 апреля 2013г.
 

Стресс-тест для ЕР

Принятие нового устава Тольятти станет ключевым фактором для отбора участников праймериз

Егор Кошеров

Сегодня в Тольятти все чаще звучат мнения о перспективах перехода к избранию мэра из числа действующих депутатов Думы г. о. Тольятти (ТГД). Причем даже найден вариант, как это можно сделать, не дожидаясь окончания срока полномочий думы того созыва, в период действия которого был бы обновлен устав городского округа. Но, несмотря на это, сегодня существуют основания начать форсировать сроки. Если этот вопрос будет вынесен на обсуждение ТГД до конца апреля, то у Белого дома появится возможность решить дополнительную задачу. На примере того, кто и как подключится к работе над обновлением устава, можно будет сделать вывод о том, кому доверить участие в праймериз партии «Единая Россия» (ЕР).

Волгоградский сценарий

ТГД, избранная в сентябре 2013 г., чисто теоретически пока еще может получить принципиально новые полномочия — выбирать главу городского округа из состава депутатов. Для этого предусматривающий такую процедуру устав должен успеть вступить в законную силу до даты принятия решения о назначении выборов в ТГД. Выборы должны быть назначены на 8 сентября — Общероссийский единый день голосования. Формально решение о назначении выборов ТГД должна принять не ранее чем за 90 дней, но и не позже, чем за 80 дней до дня голосования. В данном случае это интервал между 11 и 21 июня. К этому времени обновленный устав должен успеть пройти следующую процедуру. Инициатива вносится в думу для принятия решения о проведении публичных слушаний. Это решение должно быть опубликовано, после чего не ранее чем через 14 дней должны начаться слушания. Далее следует опубликование результатов слушаний. Затем дума своим решением должна утвердить проект устава, прошедшего слушания. После этого он отправляется на утверждение в Минюст. После регистрации в Минюсте устав подлежит опубликованию. С этого момента он может считаться вступившим в силу.

При наличии административной воли и политического единогласия всю эту процедуру можно провести в крайне сжатые сроки. Единственный неужимаемый временной интервал — это 14 дней, которые нужно выждать от момента опубликования проекта устава до начала публичных слушаний. Это срок прописан в действующем уставе Тольятти. Так выглядит вариант, который подразумевает форсирование сроков.

Но, как выяснилось, есть и другой вариант, который позволяет добиться того же, не ограничивая себя столь жесткими временными рамками. Ст. 44 (устав муниципального образования) ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит: «Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений». Таким образом, изменения в устав, связанные с изменением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц, вступают в силу после опубликования таких изменений. Но только при условии, если при этом не затрагивать структуру органов местного самоуправления. В принципе, в Тольятти такое сделать можно, тем более что на примере аналогичного случая в Волгограде была даже сформирована соответствующая судебная практика (определение Верховного суда РФ №16-Г11-35от17 августа 2011г.). Если волгоградский сценарий в правовом отношении применим для Тольятти, то именно этот вариант дает возможность избирать мэра из числа депутатов, не дожидаясь окончания срока полномочий думы того созыва, в период действия которого был обновлен устав городского округа.

Но, несмотря на это, в Тольятти сегодня существуют основания действовать по варианту форсирования сроков. Если этот вопрос будет вынесен на обсуждение ТГД до конца апреля, то у Белого дома появится возможность решить дополнительную задачу. Праймериз ЕР будет проводить после майских праздников. Следовательно, составление списков участников праймериз можно было бы сделать с учетом того, кто и как из потенциальных его участников проявил себя в деле успешного прохождения нового устава. Учитывая резонансность такого устава, логичнее всего запланировать публичные слушания по нему на период майских праздников. Следовательно, ТГД должна принять решение об этом до конца апреля.

Максимальное количество лидеров общественного мнения, причем не только из ЕР, но и из числа тех, кто привык работать под вывеской ОНФ, могут оказаться заинтересованы в том, чтобы утверждение нового устава не столкнулось с проволочками.

Лица, привыкшие в Тольятти на протяжении последних лет моделировать политические процессы, сегодня до сих пор остаются в неведении того, каких ориентиров им придерживаться. Вероятно, перед стартом избирательной кампании в Тольятти есть вопросы и у губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина. На встрече с горожанами 23 января он заявил, что будет огорчен, если по итогам выборов в ТГД ЕР не наберет должного количества голосов. Но также известно, что Меркушкин не из тех руководителей, которые готовы пассивно наблюдать за ходом борьбы за поставленную цель. Идея с принятием устава в новой редакции до начала выборов может позволить Меркушкину увидеть истинный расклад реальных сил до старта избирательной кампании.

Николай Меркушкин пояснил «независимым» чиновникам, за что им придется отчитаться
Николай Меркушкин пояснил «независимым» чиновникам, за что им придется отчитаться

Это может стать генеральной проверкой возможностей ЕР в Тольятти держать ситуацию под контролем. Но это также может показать, кто именно в Тольятти способен консолидированно противостоять традиционным фигурам из ЕР. Т. е. для Белого дома может оказаться неважно, будет ли утвержден новый устав до начала объявления выборов в ТГД или нет. Важно другое. Описанный процесс позволит получить срез политических настроений и основных сил в канун проведения праймериз в ЕР.

Паритет выгод и гарантий

Но не только в этом может заключаться для Белого дома беспроигрышность этой операции. Как бы кто того не хотел, но именно форсированная работа по утверждению нового устава может сделать нынешнего мэра Тольятти Сергея Андреева не только еще более приближенным к идеям Белого дома, но также включить его в работу на предстоящих выборах в ТГД в том же направлении, к которому будет стремиться и актив ЕР. Сегодня это для многих кажется нереальным. И это действительно может быть нереальным, но только при условии, если новый устав не будет принят к началу выборов.

Описанная перспектива может стать доступной пониманию любого, кто пожелает над этим задуматься. Возникающая у думы нового созыва возможность избирать мэра из своего состава никоим образом не скажется на ухудшении существующих на данный момент перспектив действующего мэра. ТГД нового созыва сможет избрать из своего состав мэра только после окончания полномочий действующего сегодня мэра, а это случится 29 марта 2017 г. Хотя может произойти и раньше, но только при согласии самого мэра покинуть пост добровольно. Мэр может пойти на это без какого-либо давления в том случае, если при избрании ТГД 8 сентября 2013 г. уже при новом уставе ему позволят идти локомотивом по спискам той или иной партии. В этом случае после избрания думы он спустя какое-то время может подать в отставку, под него по списочному сдвигу освобождается место в ТГД, после чего он уже из числа действующих депутатов становится председателем ТГД и одновременно с этим главой городского округа. При этом будет назначен сити-менеджер.

Совершенно неправильно было бы считать такой сценарий развития событий неудобным для Андреева. Сохранив за собой статус главы городского округа, он, переместившись в ТГД, получил бы возможность уйти из-под удара по ряду сложных и порой находящихся на грани законодательных норм решений. Недавний тому пример, когда Андреев, с одной стороны, оказался вынужден принимать решение по снижению финансовой нагрузки на жителей Комсомольского р-на по коммунальным платежам, с другой стороны — прокуратура тут же напомнила ему о нарушении законодательства. Помимо всего прочего, это также позволит ему уйти в зону полной недосягаемости от специалистов из холдинга «Волгопромгаз», у которых, наверное, имелись собственные планы на то, как следовало бы осваивать бюджет Тольятти как минимум до 2017 г. Находясь в статусе главы городского образования, не обремененного ответственностью за решения исполнительно-распорядительного органа, он сможет продолжить заниматься политикой, работать в русле партии «Гражданская платформа» (ГП) намного шире, чем ему сегодня это позволяет статус мэра, совмещающего функции главы администрации.

Если же говорить о заинтересованности Белого дома в этой комбинации, то она еще более очевидна — полный контроль системы исполнительной власти в Тольятти. При этом Андреев в должности председателя ТГД мог бы выступать гарантом необходимой Белому дому поддержки со стороны ТГД инициатив органа исполнительной власти Тольятти.

Определяющая позиция

Инициативу о принятии нового устава, по сценарию подразумевающего форсирование сроков, можно ожидать только лишь при одном обстоятельстве. Импульс для ее возникновения должен быть дан в Белом доме. Если это произойдет, то логичнее всего, что для исполнения этой инициативы будет выбрана мэрия, а не дума. Внесение инициативы об утверждении нового устава через ТГД исключается по двум причинам. В политическом плане ТГД неоднородна. У ЕР сегодня нет абсолютного большинства голосов, а фракция «Декабрь» уже наработала опыт блокирования наиболее важных для города и выгодных для ЕР проектов решений. Вторая причина — ТГД и без того уже вынесла достаточное количество инициатив по изменению действующего устава, часть из которых до сих пор на стадии обсуждения. В пользу версии о том, что инициатива о новом уставе будет реализована через мэра, также говорят два фактора. Во-первых, фракция «Декабрь» не решится заниматься саботажем этой инициативы. Во-вторых, до понимания функционеров из ЕР будет доведено то, что мэр, таким образом, осуществляет согласованное с губернатором действие. Следовательно, именно позиция губернатора окажется определяющей в решении дать старт процедуре принятия нового устава.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий ЛОБОЙКО, политолог, публицист

- Задача изменить систему выборов мэра стояла и стоит. Власть обожглась на Жигулевске, поэтому она стоит на распутье. Ей необходимо выбрать из двух зол — либо отменить глобальные планы, которые изменят политическую систему в Тольятти, либо идти на поводу у общественного мнения. Общественное мнение, благо, вещь весьма и весьма управляемая. И, поскольку все эти публичные слушания проходят в залах вместимостью не более 1-3 тыс. человек, нагнать такое количество людей, пользуясь административным ресурсом и пр., проблему не составляет. Предварительно проведя публичные слушания, назначается внеочередное заседание думы в середине-конце августа и принимаются изменения в устав, согласно которым мэра будут выбирать не всенародно. Какие факторы здесь будут играть роль — сложности с мобилизацией людей, связанные с сезонными особенностями.

Алексей БУЗИННЫЙ, первый заместитель мэра г. о. Тольятти, член партии ЕР

- Я думаю, на сегодняшний день работа мэра Тольятти Сергея Андреева в основном устраивает городское сообщество и депутатов, поэтому не вносятся предложения по изменению устава в части выборов мэра из числа депутатов. Зачем менять что-то, когда в целом ситуация соответствует ожиданиям. Кроме того, в перспективе также есть основания полагать, что работа Андреева будет оценена как конструктивная. В своем отчете Сергей Андреев говорил о планах на ближайшие десять лет, в частности, Андреевым было заявлено о том, что через десять лет наш город должен стать одним из лучших европейских городов. Таким образом, был сделан достаточно прозрачный намек на то, что у нас не будет оснований менять систему выборов и в дальнейшем.

Александр ДЕНИСОВ, председатель Думы г. о. Тольятти, член партии ЕР

- ФЗ №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предполагает три формы выборов мэра — прямые выборы, выборы из состава депутатов главы местного самоуправления, который заключает на конкурсной основе договор с сити-менеджером, третий вариант — председатель думы, он же — глава местного самоуправления. Мы выбрали прямые выборы и мэра, и думы с учетом нашей специфики. Т. е. мы доверяем избирателям в том, чтобы они сами выбирали своего мэра и спрашивали с него. Таким образом, ответственность мэра перед избравшим его населением возрастает. Форма управления сити-менеджером предполагает меньшую ответственность, на мой взгляд. Поэтому нет планов возвращаться к этому вопросу.

Дмитрий МИКЕЛЬ, руководитель аппарата Думы г. о. Тольятти, член партии ЕР

- На мой взгляд, форма управления городом сити-менеджером одна из самых передовых и прогрессивных на сегодняшний день. Целесообразность внесения соответствующих изменений в устав в Тольятти существует. Однако, учитывая сроки полномочий сегодняшнего мэра Тольятти Сергея Андреева, есть еще четыре года на то, чтобы изменить систему по окончании сроков полномочий мэра Андреева. Если предположить, что с внесением изменений полномочия действующего мэра прерывались, был бы смысл торопиться до выборов в Думу г. о. Тольятти 8 сентября. А поскольку внесение изменений в устав в этой части не предполагает прекращения полномочий действующего мэра, еще есть время на внесение соответствующих изменений. Есть схемы, как это сделать, не дожидаясь окончания срока полномочий действующий думы. Мы об этом говорили, и прецеденты в России такие есть. Целесообразно вернуться к этому вопросу ближе к окончанию срока полномочий Андреева.

Светлана СОКОЛОВА, депутат Думы г. о. Тольятти, член фракции «Декабрь»

- Я считаю, что мэр должен избираться всенародно.

Олег ПОЛЯКОВ, депутат Думы г. о. Тольятти, член фракции ЕР

- Этот вопрос обсуждался еще в начале работы этого созыва. Мое личное мнение — народом избранный мэр будет лучше работать. При этом мнение одного округа и целого города может не совпадать. Тем более что депутатский корпус состоит наряду с представителями одномандатных округов из депутатов, прошедших в думу по спискам политических партий. Поэтому я считаю: народ избирал мэра — пусть и избирает, и спрашивает с него.

Федор ИВОНИНСКИЙ, депутат Думы г. о. Тольятти, член фракции ЕР

- Мне, как бывшему военному, идея выборов мэра из числа депутатов кажется привлекательный. Однако наше муниципальное образование по числу населения можно приравнять к субъекту РФ. При этом полномочия местного самоуправления очень сложно использовать, поскольку в большинстве своем они сосредоточены в субъекте РФ. И к введению сити-менеджера должен быть особый подход. На мой взгляд, целесообразно выделить группу муниципальных образований с населением более 500 тыс. человек и провести эксперимент на базе хотя бы Тольятти. После этого уже тиражировать опыт.