Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (444) | 24 декабря 2012г.
 

Главный мотив

Банкротства реального сектора могут иметь негативные социальные последствия

Вероника Синицына

12 декабря ОАО «АВТОВАЗ» и Nissan Manufacturing Rus подписали соглашение о разработке, подготовке производства и сборке автомобилей под брендом Datsun. Незадолго до этого, в сентябре, АВТОВАЗом обнародована обновленная программа развития до 2020 г. Она предусматривает инвестиции в размере около 180 млрд р. Сомнительно, что нынешнее развитие АВТОВАЗа стало бы возможным без своевременного решения вопросов по реструктуризации его долгов. Если подобные решения не будут приняты в отношении еще ряда предприятий Самарской обл., то банкротства их будут иметь серьезные социальные и экономические последствия.

К моменту кризиса 2008 г. ОАО «Сбербанк России» вошло в число крупнейших кредиторов промышленной отрасли. Причем оно имело возможность предоставления кредитов, объемы которых отвечают запросам крупного бизнеса. На практике крупные кредиты выдавались, в частности, и в Самарской обл., а также предприятиям среднего и малого бизнеса, которые не были должным образом обеспечены реальными активами.

В результате именно у Сбербанка в ходе экономического кризиса сложился и кризис невозвратов. Значительная часть менеджмента среднего и высшего звена подразделений Сбербанка в Самарской обл. лишилась должностей, а в отношении предприятий-должников стартовали многочисленные процессы банкротства. Причем они коснулись и предприятий, имеющих непосредственное отношение к АВТОВАЗУ. Показательна практика участия Сбербанка в банкротстве ООО «Фирма «ВИЗА» (см. «Хронограф» №21 (285) от 8.06.09), ЗАО «Восток-Лада» (см. «Хронограф» №8 (361) от 9.03.11), а также процессов вокруг юрлиц из группы «Веха» (см. «Хронограф» №36 (300) от 26.10.09).

Рассматривая варианты с малым и средним бизнесом, нельзя не отметить, что кредитные средства не всегда можно вернуть без ликвидации бизнеса путем банкротства. Но и в этом случае сомнительно, что задолженность может быть погашена полностью. В принципе, как раз об этом свидетельствует арбитражная практика по указанным выше лицам.

На этом фоне теперь уже новому составу менеджмента Сбербанка предстоит принимать непростые решения в отношении знаковых должников. В данном случае особо следует обратить внимание на задолженность крупных предприятий реального сектора. Взвешенность и дальновидность этих решений позволит избежать возможных потерь, которые неминуемы при банкротстве компаний малого и среднего бизнеса, не имеющих достаточных для погашения долгов активов, но каким-то образом сумевших при прежнем руководстве банка закредитоваться на многие сотни миллионов.

В отличие от компаний малого и среднего бизнеса, производственные предприятия обладают реальными активами. Это порой становится главным мотивом для поспешных действий со стороны банкиров-кредиторов — успеть изъять хоть что-то путем инициирования банкротства. В чем-то аналогичную ситуацию можно наблюдать сегодня в Жигулевске при банкротстве ОАО «Энерготехмаш». Несмотря на то что инициатором банкротства там выступил не Сбербанк, у Сбербанка немало имеется должников из числа подобного рода крупных заводов, работающих на территории Самарской обл.

Отличаются такие заводы не только наличием активов, но и тем, что несут большую социальную ответственность за развитие территории, на которой расположены. Это места для работы тысяч человек, которые, в свою очередь, получая зарплату, имеют возможность, как физлица, пользоваться услугами того же Сбербанка. Также известно, что такие крупные предприятия не имеют возможности, по аналогии с малым бизнесом, в одночасье исчезнуть, оставив своих кредиторов с проблемой невозврата. Подобные производственные комплексы обычно имеют стабильный заказ на свою продукцию, инвестиционные программы развития. Единственное, что им может быть необходимо, это решение проблемы реструктуризации долга.

К тому же перед глазами имеется и положительный пример такого подхода, который себя с течением времени оправдал. Так, в ситуации, когда на грани банкротства оказался АВТОВАЗ, были приняты политические решения, оказана государственная поддержка.

АВТОВАЗ продолжил работу, задолженность стала реструктуризовываться. У Сбербанка после этого появилась возможность не просто вернуть ранее предоставленные АВТОВАЗу средства, но и получить с них доход.

В пресс-центре ОАО «АВТОВАЗ» «Хронографу» подтвердили: «У АВТОВАЗа был огромный долг, в 2009 г. только по процентам предприятие заплатило около 8 млрд р. Без реструктуризации долга невозможно было спасти завод, и государство пошло навстречу АВТОВАЗу: через «Ростехнологии» компания получила 75 млрд р., которые пошли на погашение долгов перед кредиторами — банками и поставщиками... Реализация антикризисной программы уже в 2010 г. дала первые результаты: по итогам года АВТОВАЗу удалось заработать первую прибыль. Успешная реализация антикризисной программы дала возможность разработать и начать реализовывать в 2010 г. программу развития (бизнес-план) АВТОВАЗа до 2020 г.».

С другой стороны, шаги по пути сохранения дееспособности закредитованного предприятия посредством использования такого приема, как реструктуризация задолженности, в дальнейшем приведут к тому, что оно уже после выхода из кризиса вновь может обрести для того же Сбербанка интерес как потенциальный крупный клиент.

При этом сохранение предприятий реального сектора как минимум снижает социальную напряженность, обеспечивает благоприятную социальную обстановку, поддерживает покупательную способность населения. В противном случае нельзя исключать серьезных сбоев функционирования экономики и социальной сферы. Следует также учитывать, что работники ликвидируемых предприятий нередко далеко не сразу могут обеспечить себя работой, теряют средства к существованию. Государство вынуждено брать на себя поддержку безработных, переобучение их, выплату им пособий. При этом оно также вынуждено решать и проблемы, связанные с преступностью.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.