Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (444) | 24 декабря 2012г.
 

Сомнительная стратегия

Росгосстрах скрыл свои недоработки ради победы в крупном тендере

Сергей Ромашов

В конце ноября прокуратура Нефтегорского р-на внесла представление в отношении директора ООО «Росгосстрах» в Самарской обл. Анзора ПШИНШЕВА. Надзорное ведомство выявило нарушения в работе нефтегорского филиала отдела при заключении договоров ОСАГО с клиентами. При этом компания «Росгосстрах» предпочитает скрывать свои нарушения для получения преимущества перед остальными участниками страхового рынка. Об этом можно судить по фактам, выявленным Управлением федеральной антимонопольной службы (УФАС) Самарской обл. в январе 2012 г.

Сообщение о представлении в адрес Анзора Пшиншева было опубликовано на сайте прокуратуры Самарской обл. 27 ноября. Ранее Нефтегорской межрайонной прокуратурой Самарской обл. было проверено соблюдение требований законодательства о страховании автогражданской ответственности Нефтегорским страховым отделом филиала ООО «Росгосстрах» в Самарской обл.

В сообщении прокуратуры говорится: «При заключении договоров ОСАГО страховщики не требуют от владельцев транспортных средств предоставления талона технического осмотра, диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Страховщики разъясняют страхователям право пройти диагностику в ЗАО «Техосмотр», пункт которого расположен в г. Самаре. При согласии страхователей взимают у граждан деньги за диагностику в размере 450 р., выписывают на имя страхователя квитанцию и оплачивают ее в отделении банка. Проверка показала, что, оформив страховку, большинство владельцев транспортных средств не проходят техосмотр, используя транспортные средства при отсутствии их диагностики».

Таким образом, страховщиками Нефтегорского страхового отдела неоднократно были нарушены требования федеральных законов «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»,

«О техническом осмотре транспортных средств», «О безопасности дорожного движения». Прокуратура Самарской обл. сообщает: «Нарушение вышеуказанных требований влечет нарушение прав граждан на безопасное движение по дорогам, гарантированное возмещение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля, гражданская ответственность владельца которого не застрахована».

При этом страховые агенты Росгосстраха, по всей видимости, руководствовались не качеством работы с клиентами, а высокими показателями статистической отчетности и прибыли. Стоит отметить, что подобные нарушения в деятельности ООО «Росгосстрах» в Самарской обл. встречаются не впервые. С 1 января 2012 г. в России изменилась система технического осмотра (ТО) транспортных средств. Фактически проведение ТО перешло от государства к юридическим лицам, имеющим соответствующую аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (РСА). БезталонаТО полис ОСАГО продаваться не должен. Нововведения привели к скандалу на страховом рынке. Ряд страховщиков оказались недовольны действиями Росгосстраха.

25 января 2012 г. работу компании проверила Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР). Сотрудники ведомства выявили, что Росгосстрах выдавал полисы ОСАГО без предъявления страхователями талонов, отвечающих требованиям законодательства. Между тем ООО «Росгосстрах» по Самарской обл. свои нарушения пытается скрывать для получения преимущества перед остальными участниками страхового рынка.

Примером может служить одно из последних дел, возбужденное Управлением федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской обл. 28 ноября по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции в управление поступила жалоба ОАО СК «Самара» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для ГУ МВД России по Самарской обл.

По мнению заявителя, некоторые участники размещения заказа, включая Росгосстрах, представили недостоверные и неполные сведения, что привело к ошибочной оценке этих заявок на участие в конкурсе.

Управлением было установлено, что в конкурсной документации одним из показателей критерия «качество услуг» является «наличие жалоб, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по договорам обязательного страхования в 2012 г». Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, составляет: есть жалобы — 0 баллов, нет жалоб — 12,5 балла. Между тем в заявке Росгосстраха по данному критерию было указано, что подобных жалоб нет. Однако согласно сведениям, представленным ФСФР России в УФАС, это не соответствует действительности.

По данным надзорного ведомства, в 2012 г. на действия Росгосстраха только в Приволжском федеральном округе было подано 215 жалоб, цифра по всей России составляет 729 жалоб. Эти цифры намного больше, чем у других страховщиков. Предоставив недостоверные сведения в заявке на участие в конкурсе, Росгосстрах тем самым получил преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дарья НАМЫЧКИНА, главный специалист-эксперт УФАС по Самарской обл.

- На сегодняшний день специалистами управления готовятся определения о назначении дел к рассмотрению, которыми в т. ч. будут запрошены объяснения компаний, а также материалы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.