Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (444) | 24 декабря 2012г.
 

Мало денег на ремонты

Представители мэрии и ВоТГК отчитались о ликвидации последствий аварии в Промышленном районе

Егор Кошеров

20 декабря первый заместитель мэра Самары Юрий РИМЕР вместе с главным инженером Самарского филиала ОАО «Волжская ТГК» (ВоТГК) Сергеем ТУРОВЫМ рассказали о причинах крупной аварии по пр-ту Кирова между домами № 208 и 210, случившейся утром 18 декабря, о ходе ее ликвидации и ответственности собственника сетей в лице ВоТГК. В генерирующей компании склонны полагать, что состояние теплотрасс во многом зависит от уплаты задолженности дебиторами. В мэрии считают, что ремонты по этой причине задерживаться не должны.

Сначала Сергей Туров уточнил причину возникновения порыва. Образование длинной трещины по нижней образующей магистрального трубопровода было вызвано его наружной коррозией. На момент аварии указанный участок трубы находился в эксплуатации 19 лет при нормативе использования 25 лет. Преждевременную коррозию Туров связывает с подтоплением канала, где проложен трубопровод, различными техногенными водами. Несколько переносов сроков устранения порыва в ВоТГК объясняют большим количеством воды, продолжавшим поступать в лоток теплосети из неустановленного источника после отключения самой магистрали. Также выяснилось, что соседний участок трубы буквально в 3-4 м от места порыва был заменен около года назад, хотя ранее сообщалось о проведении в 2011 г. ремонтных работ именно на аварийном участке. «До того места, где прорвало, мы просто не дошли», -пояснил Туров. Названия фирм-подрядчиков, работавших по заказу ВоТГК, главный инженер вспомнить не смог.

Юрий Ример сообщил, что во все жилые дома и объекты социальной инфраструктуры уже поступили тепло и горячая вода, а окончательная регулировка внутридомовых систем отопления и ГВС должна завершиться к вечеру 20 декабря. Администрация подготовила для жителей временные пункты пребывания в школах, пансионате «Здоровье» и лагере «Олимп». А к Дому ветеранов, который расположен на пересечении пр-та Кирова и Стара-Загоры, выдвинулась передвижная котельная.

Ример особо отметил бригады из различных управляющих компаний, которые двое суток подряд без перерывов и выходных ликвидировали последствия аварии.

Причины аварии на трубопроводах в ВоТГК поясняют долгами потребителей
Причины аварии на трубопроводах в ВоТГК поясняют долгами потребителей

«Они работали сплоченно и организованно, — сказал вице-мэр, — помогли городу справиться с чрезвычайной ситуацией, и при этом никто не задал вопрос о компенсации. Это очень приятно». Между тем по закону недопоставки тепла будут обязательно компенсированы потребителям. Управляющие компании по каждой квартире, которая осталась без тепла и горячей воды, произведут перерасчет коммунальных платежей, а дальше по регрессной цепочке УК и ЗАО «ПТС», обслуживающее внутри-квартальные сети, предъявят претензии к ВоТГК за перерыв в теплоснабжении. «Мы сделаем так, чтобы процедура перерасчета для жителей пострадавших домов была максимально упрощена и им не пришлось собирать дополнительных документов», — заявил Ример.

На фоне слаженного взаимодействия городских властей и УК поведение ВоТГК в ходе ликвидации аварии и комментарии, звучавшие от представителей компании, представляются не совсем понятными. За порывом в Промышленном р-не Самары почти незамеченным остался порыв теплового трубопровода диаметром 700 мм, случившийся 11 декабря в Новокуйбышевске (см. «Хронограф» №44 (443) от 17.12.12), хотя тогда без отопления также остались жилые дома, школы, детские сады и медучреждения. Данный факт не нашел отражения на официальном сайте ВоТГК, равно как и ситуация с порывом в Самаре. Всю прошлую неделю пресс-центр ВоТГК комментировал отношения саратовского филиала компании с должниками-потребителями. Тон этому мог задать директор Самарского филиала ВоТГК Владимир Дикоп, который 17 декабря, накануне аварии на пр-те Кирова, в интервью одной из местных газет сказал следующее: «Каждый недополученный рубль — это необходимость брать его в кредит и необходимость экономии на перекладке теплотрасс и ремонте генерирующего оборудования ТЭЦ.

Долги потребителей и воровство в системе ЖКХ чреваты зимними порывами теплотрасс и отказами генерирующего оборудования, поэтому решение долговой проблемы важно не только для энергетиков, но и для региона в целом». При желании в словах Дикопа можно усмотреть попытку переложить ответственность за состояние магистральных трубопроводов на дебиторов. Сергей Туров в ходе пресс-конференции согласился с тем, что задолженность оказывает большое влияние на своевременность ремонтов, в то же время пояснив, что сумму в 1,2 млрд р., необходимую для ежегодной перекладки нормативного числа километров сетей, потребители просто «не потянут», а потому ответственность за надежность теплотрасс лежит все-таки на ВоТГК. Юрий Ример, в свою очередь, посоветовал ВоТГК активнее пользоваться альтернативными источниками финансирования ремонтов.

Комментарии

Юрий РИМЕР, первый заместитель главы г. о. Самара

- Обращаю внимание, что аварии, причем на магистральных сетях, стали учащаться. В прошлом году мы с вами явились свидетелями аварии на ул. Нагорной, в этом году — на пр-те Кирова. Вообще, это печально. Если посмотреть, сколько было переложено в Самаре сетей, принадлежащих ОАО «Волжская ТГК», за год, то всего 4 км, хотя по нормативам положено заменить около 20 км. Разумеется, объем ремонтных работ надо увеличивать, это даже не обсуждается. Причем можно рассматривать альтернативные источники финансирования. Без ремонтов и перекладки сетей аварии на магистральных сетях не устранить.

Сергей ТУРОВ, главный инженер Самарского филиала ОАО «Волжская ТГК»

- С точки зрения того, что заявлял Владимир Дикоп. Обычно смотрят, достаточно ли компанией выделено средств для проведения ремонтов, технического перевооружения систем и т. д. Но при этом все почему-то стараются забыть о дебиторской задолженности потребителей. Т. е. получается ситуация, когда на бумаге средства есть, а реально их использовать нельзя. Потому что есть долги. Их величину я назвать не могу, но, сколько я себя помню в энергетике, всегда задолженность потребителей серьезным образом сказывалась на возможностях компании в конкретный период проведения ремонтных работ потратить средства, которые изначально были запланированы на эти работы, в полном объеме.