Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №45 (444) | 24 декабря 2012г.
 

Дрожь поставщиков

С 1 января жители Приволжского микрорайона будут платить за тепло и горячую воду напрямую

Егор Кошеров

Переход с 1 января полутора сотен домов в Промышленном р-не Самары на непосредственную форму управления с заключением прямых договоров с поставщиками коммунальных услуг является положительным примером для других собственников жилья в областном центре. Такая форма устанавливает ответственность ресурсоснабжающих организаций за количество и качество поставляемых потребителю услуг. При этом случаи давления, оказываемого на жителей и управляющие компании заинтересованными лицами в процессе перехода на прямые договоры, могут быть продиктованы нежеланием отдельных поставщиков отказываться от старой схемы.

19 декабря на одном из самарских телеканалов транслировался сюжет о том, что с 1 января 2013 г. у жителей почти 150 домов в Приволжском мкрн Самары появится отдельная квитанция по оплате тепла и горячей воды в адрес ЗАО «ПТС». Это стало результатом перехода собственников жилья на прямую форму управления, когда коммунальные услуги оплачиваются ресурсоснабжающим организациям напрямую.

Такой расклад очень удобен не только для собственников жилья, но и для управляющей компании ООО «Приволжский ПЖРТ» (П-ПЖРТ). Теперь П-ПЖРТ на основании договоров с собственниками фактически станет выполнять функции обслуживающей организации, осуществляющей исключительно содержание и текущий ремонт жилфонда без дополнительной нагрузки в виде передачи коммунальных услуг от поставщиков к потребителям. «Собственники 146 многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО «Приволжский ПЖРТ», на основании ст. 164 ЖК РФ на своих собраниях приняли решение об избрании непосредственной формы управления еще в декабре 2011 г.», — пояснили в компании.

Ответственность за исполнение своих обязанностей перед жильцами в рамках прямых договоров с каждым собственником теперь несут сами поставщики, причем договоры предусматривают санкции для поставщика за несоответствие услуг установленным в законе нормам.

В свою очередь, жильцы, внося плату за коммунальные услуги на свой персональный счет, избегают возникновения т. н. сверхнорматива, который зачастую образуется из-за двух компонентов. Первый — это неплательщики, чьи долги приводят к неполной компенсации стоимости поставленных по нормативу услуг, что раньше давало поставщикам возможность выставить пресловутую «тринадцатую квитанцию». Второй — это состояние сетей самих поставщиков, из которых на пути к потребителю теряется, например, теплоноситель. На слуху у людей довольно порочная практика, когда, пользуясь относительно малым количеством общедомовых приборов учета тепла в многоквартирных домах, некоторые, в т. ч. самарские, поставщики еще предпочитают перекладывать потери, случившиеся в зоне своей ответственности, на плечи добросовестных граждан.

Также известно, что некоторые весьма избалованные самарские поставщики в кулуарах отчаянно сопротивляются переходу на прямые договоры с собственниками жилья. Этому есть несколько причин. Так, при наличии посредника в лице управляющей компании последняя становится заложником ситуации, принимая общую сумму претензий поставщика за неоплаченные жителями в определенном периоде услуги на себя. Взыскание с юридического лица в пользу поставщика, как правило, проходит очень быстро. В результате УК приходится отвлекать средства, предназначенные на работы по содержанию и ремонту жилфонда, на выплаты по судебному решению, а заодно ходить за чужими должниками. Зато поставщик может, ни о чем особо не заботясь, получать деньги даже за услуги ненадлежащего качества и, что совсем странно, за потери на собственных сетях.

Вероятные сомнения жителей Приволжского мкрн по этому поводу были развеяны в том самом телесюжете от 19 декабря. «Плата за тепло не изменится», — заявили авторы со ссылкой на ЗАО «ПТС». Любопытно, что в «ПТС» по аналогии с другими поставщиками, скорее всего, также не в восторге от прямых отношений с собственниками жилья, однако не подчиниться ЖК РФ и волеизъявлению собственников не имеют права.

«В данном случае ресурсоснабжающие организации обязаны при расчетах руководствоваться действующим законодательством РФ, — комментирует ситуацию с переходом домов на непосредственное управление генеральный директор П-ПЖРТ Минахмет Халиуллов. — Сделать начисление за потери предоставляемого ресурса из-за своих дырявых труб они уже не смогут. Освободившись от груза ответственности платежей с населения, обслуживание и содержание жилфонда получит новую форму качества».

Интересно, что одна из дырявых труб в Промышленном р-не фигурировала на прошлой неделе в другом телесюжете. Выяснилось, что 9-летний мальчик, гуляя на 7-й просеке, проходил под теплотрассой. В этот момент на него обрушилась сосулька, образовавшаяся из-за замерзания воды, подтекавшей из вентиля. Некие источники указали на то, что за трубу якобы отвечает П-ПЖРТ. Не исключено, что сюжет может оказаться не более чем спекуляцией, направленной на другие УК, готовые, по следам П-ПЖРТ, инициировать переход на непосредственное управление.

Комментарии

Минахмет ХАЛИУЛЛОВ, генеральный директор ООО «Приволжский ПЖРТ»

- В декабре 2012 г. средствами массовой информации было распространено сообщение о травмировании ребенка. Однако факт наличия в этом вины нашей организации не установлен. Ребенок болен гипертонией, скорую помощь ему вызвали в связи с этим. В СО КБ им. Калинина ребенка госпитализировали из-за имеющегося заболевания, а не из-за якобы полученной травмы. 19 декабря 2012 г. он был выписан. Также обращаем ваше внимание на то, что данная воздушная теплосеть обслуживается другой специализированной организацией.