Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (151) | 9 октября 2006г.
 

Живущий в страхе не живет

«Колесо» представил вторую премьеру

Анна Солоднева

6 октября на сцене драматического театра «Колесо» разыгралась драма-притча в двух действиях «Лавина» по произведению турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу. Режиссер-постановщик литовец Линас Мариюс Зайкаускас. Важно отметить то, что этот спектакль ставился параллельно с пьесой Максима Горького «Зыковы». И актеры смогли выдержать этот сумасшедший марафон и доставить зрителю глубокое чувство сопричастности.

«Лавина» — это уже вторая премьера осеннего сезона «Колеса». Напомним, что первая премьера — «Зыковы» — вызвала неоднозначное впечатление. В прессе прошла информация о том, что режиссерский замысел не совпал с возможностями актеров и порой тот или иной персонаж переигрывал весь ансамбль. Но то был ресжиссер-постановщик легендарный Петр Монастырский и поставленное им произведение Максима Горького «Зыковы». То есть зритель, располагающий знаниями русской литературы, мог так или иначе оценить спектакль. Актуален ли Горький в сегодняшние дни или нет? Была ли пьеса полностью обращена к первоисточнику или же допускались интерпретации?

С пьесой «Лавина» таких умозаключений сделать трудно. Литовский режиссер Линас Мариюс Зайкаускас мало знаком тольяттинскому зрителю. Так же мало можно сказать о драматурге Тунджера Джюдженоглу. Например, в Европе его называют «турецким Чеховым». Его произведения переведены на 30 языков и поставлены в 13 странах. Режиссер Линас Мариюс Зайкаускас — выпускник Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Начиная с 2002 г. он среди специалистов зовется «свободным художником», ставит спектакли в Польше, Литве, Украине и России.

Представленная «Лавина» отличается неким однообразием сцен, безымянностью героев и той молчаливостью, точнее, сдержанностью эмоций и страхом персонажей перед живым звуком.

Будь то человеческий крик, громкий смех, рев, кашель и даже природный -жужжание насекомого. На протяжении всего спектакля слышится постоянное монотонное «кап-кап». Это капает вода в бочку, отмеряя промежутки дозволенного времени, когда можно не опасаться высоты человеческого голоса. Когда бочка полностью наполнится водой — опасность схода лавины минует.

Герои пьесы — представители трех поколений — живут под одной крышей в неизвестной зрителю местности. Ни названия города либо села, ни имен персонажей не произносится. Единственное, что зритель знает и может рисовать в своем воображении, — это горную местность, ежеминутно опасную, где от любого громкого звука может сойти на жителей смертоносная лавина. Неизвестно, какое время года господствует за пределами жилища. Неизвестно, в каком веке разыгрывается действие. Все кажется перемешенным. Семья живет в некой общине и подчиняется ее строгим законам. Но форма общин существовала и в первобытнообщинном строе, и в дореволюционные времена. Наличие в доме чудо-техники — телевизора и плейера — говорит о сегодняшнем времени. Но какой отрезок времени выбран режиссером — неизвестно. Скорее всего, это и является задумкой режиссера, который попытался выстроить действие независимо от каких-либо атрибутов, указывающих на время. И все это для того, чтобы показать и подвести зрителя к истинному смыслу пьесы — борьбе со страхом. Потому что бояться опасно. Внутренний страх уродует и губит человека.

Герои пьесы живут в строгости закона, установленного общиной, и действуют по принципу: молчание — золото. Молодая пара, которую играет Виталина Демченко и Николай Антропов, ждет ребенка. Родители за них все подсчитали -тот день, дающий возможность их соединения. Молодые не ослушались закона. Потому что вот уже как 50 лет прошло с того дня, когда возникла в общине ситуация преждевременных родов.

И ту беременную женщину живьем заколотили в гроб и предали земле. Иначе бы ее крик и плач новорожденного вызвал бы смерть — лавину. Такая же ситуация может произойти и с молодой женой. По подсчетам, время рожать еще не пришло, а у нее начались схватки.

Это тот страх, который живет во всех персонажах. Страх потерять свою жизнь, родного человека. Страх попрания закона. Страх перед позором. Молодой муж вынужден пойти на конфликт со «старым миром». Он угрожает выстрелом из ружья: либо погибнем мы все или жена останется жить. «Старый мир» представляют народная артистка Наталья Дроздова и народный артист России Евгений Князев в ролях пожилой женщины и ее мужа, артисты Андрей Амшинский и Елена Радионова — в ролях отца и матери молодого человека. Идет на конфликт с общиной, председателем которой выступает народный артист России Виктор Дмитриев.

Ребенок рождается. Он кричит и плачет. И все вокруг замерли: и актеры в нелепых и неудобных позах, и зрительский зал в ожидании развязки. Родился новый человек, и с его криком и смехом страх покинул сердца героев, уступил дорогу всеобщей победе и радостному ликованию новой, смелой, наполненной звуками и криками жизни.

Комментарии

Андрей АМШИНСКИЙ, актер театра «Колесо»:

- Это спектакль-притча, где-то жесткий, где-то реалистичный, говорит о том, что человек, живущий в страхе, не живет той полной жизнью, какою может. Люди не должны бояться и подчиняться каким-то призрачным страхам. Которого, как оказалось по пьесе, и не существовало.