Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (434) | 15 октября 2012г.
 

На пороге реструктуризации

Самарская область сохраняет структуру экономики

Павел Андреев

Рейтинг крупнейших предприятий г. о. Самара и Тольятти наглядно демонстрирует рост оборотов в посткризисный период. При этом следует понимать, что на обеих территориях грядут структурные изменения. В Самаре они связаны с ожидающимися бюджетными вливаниями в ЧМ-2018, в Тольятти — со сменой базовой платформы ОАО «АВТОВАЗ». Несмотря на то что за последние несколько лет Самарская обл. потеряла свои позиции в рейтинге субъектов РФ, оба городских округа сохранили свои структуры экономики и финансов. Получим ли мы в ближайшей временной перспективе обновленные индустриальные центры области — вопрос открытый.

Общее оживление экономики выразилось в первую очередь в росте суммарного оборота топ-50. В Самаре суммарный оборот крупнейших предприятий вырос более чем на 11%. В 2010 г. он оставлял почти 503 млрд р., в 2011 г. выручка увеличилась почти до 559 млрд. В Тольятти рост оказался гораздо существеннее — 26,5%. Скачок произошел с 308,9 млрд р. до 390,7 млрд. При этом если смотреть таблицы топ-50, то входной барьер остался практически на том же уровне. Это означает, что локомотивами роста являются якорные субъекты территорий и никакой диверсификации т. н. кризис не принес. Хотя следует отметить ряд особенностей, на которые указывает данный укрупненный анализ.

Сразу же следует обратить внимание, что кризисный период увеличил долю в обороте финансовых посредников. Это указывает на то, что обслуживание финансовых потоков востребовано независимо от того, в каком состоянии находится реальный сектор. Объемы «переработки» у финансовых посредников также зависят не от перетекания капитала в более эффективные ниши, а от некого «бюджетного задания». Термин «бюджетный», вполне возможно, находится не так далеко от истины, когда речь идет о «переработке» именно финансовых потоков. Поэтому вполне объяснимо, что с ростом реального сектора в 2011 г. доля финансовых посредников значительно снизилась. Впрочем, не следует исключать перспективы, что в ближайшие годы востребованность их услуг возрастет.

В Самаре реальный сектор в первую очередь представлен нефте-, газодобывающей и нефтехимической промышленностью. В строку «Доля нефти и газа» также включены предприятия, оказывающие транспортные услуги в этой области. Таким образом, вместе с изменением в лучшую сторону макроэкономической ситуации этот сектор в Самаре дал максимальный рост, чего не скажешь о других профильных самарских отраслях — энергетике и ЖКХ.

Предприятия, занятые в этих секторах, включая газораспределение, намерено включены в одну строку «Доля энергетики и ЖКХ», т.к. участвуют в формировании одного финансового потока. Этот поток берет начало у конечных потребителей, будь то промышленные предприятия или жилищный фонд, а консолидируется по мере приближения к газовой трубе. Примечательно, что эта строка дала минимальный рост, а в процентном отношении показала падение.

Это имеет свое объяснение. Например, флагманы отрасли ОАО «Самараэнерго» и ЗАО «Самарагорэнергосбыт» вышли на магистральные обороты еще 2010 г. (см. «Хронограф» №34 (387) от 3.10.11). В 2011 г. рост их финансовых показателей был минимален. Как и во всей коммунальной отрасли, результаты хозяйственной деятельности этих предприятий зависят от двух факторов — количества потребителей и роста тарифов. Количество потребителей если и изменяется, то несущественно, а тарифы растут в первую очередь в соответствии с политическими задачами, как в масштабах РФ, так и области.

Самарская коммунальная тема напрямую связана с Тольятти. Тольяттинские розничные коммунальные потоки консолидируются именно в Самаре. Поэтому «доля энергетики и ЖКХ» в Тольятти находится на уровне ниже финансовых посредников. Более значительное, чем в Самаре, падение доли по этой строке объясняется более значительным ростом реального сектора.

Этот сектор имеет две составляющие. Первая — это ОАО «АВТОВАЗ» и его сателлиты. В отличие от коммунальной отрасли, в местном автопроме розничные потоки консолидируются в бухгалтерии АВТОВАЗа, а потом расщепляются в направлении поставщиков. Поэтому все предприятия Тольятти, завязанные на АВТОВАЗ, синхронно падают и поднимаются. В силу этого суммарный рост оборота территории пропорционален росту оборота автопрома. Доля автопрома в Тольятти составляет 60-62%. Это означает, что «средневолжский Детройт» остается чистым моногородом, несмотря на трехлетние разговоры о диверсификации.

Однако в 2012 г. «моноспокойствию» приходит конец. Речь идет о смене платформы на RENAULT-NISSAN. На самом ВАЗе об этом предпочитают не говорить, демонстрируя публике макет несуществующего кроссовера. Остается непонятным лишь то, как в этом автомобильном счастье передовых дизайнерских разработок будут позиционироваться старые поставщики. Большинство из них являются бывшими цехами ПО «ВАЗ», включенными в жесткую технологическую цепочку полного производственного цикла.

Именно «полный цикл», которым принято гордиться, сегодня может оказаться «пятой ногой», т.к. лишен гибкости и вообще создавался по совершенно другим технологическим принципам. Тем более что полный перечень комплектующих для платформы ВО можно поставлять из Восточной Европы. Опыт ОАО «Иж-Авто» в свое время показал, что при локализации производства комплектующих для KIA Rio растет себестоимость продукта. Рентабельнее собирать из привозных корейских деталей.

Разговоры же об ОЭЗ и прочих технологических достижениях останутся разговорами до тех пор, пока не появится новая дорожная сеть, способная обеспечить доставку работников в этот сектор. Если речь идет о северной обводной дороге, то с учетом проектирования и строительства, даже при оперативном принятии решения, эта дорога вряд ли появится раньше 2017 г. Напомним, что платформу АВТОВАЗ меняет уже сейчас.

Глобальный кризис осложнил работу химического сектора Тольятти. Соответственно, в 2011 г. химпром вышел на магистральные показатели. А если учесть, что «успехи» АВТОВАЗа достаточно далеки от 950 тыс. машинокомплектов в год, то, соответственно, доля химического сектора заметно выросла.

В целом же публикуемые таблицы лишний раз доказывают, что капитал остается там, где ему комфортнее. Исторически сложившиеся отрасли в промышленных центрах, как видим, пока остаются вне конкуренции. В то же время нельзя упускать из виду того, что чисто рыночные механизмы в Самарской обл. работают либо плохо, либо никак. Административный фактор далеко не всегда дает экономический эффект. Сегодня область находится на пороге крупных финансовых вливаний, приуроченных к ЧМ-2018. Смогут ли эти вливания переформатировать Самару — вопрос открытый.

Незанятые ниши, вполне возможно, будут заполняться структурами извне. В агропромышленном комплексе такой структурой может оказаться ГК «РусАгро» (см. «Хронограф» №24 (423) от 2.07.12). Кстати, данная свободная ниша -результат кредитной политики ОАО «Россельхозбанк» (РСХБ) и административной поддержки местных производителей. Вполне возможно, что операторы, подобные РусАгро, могут появиться и в других отраслях. Например, в автопроме или строительстве.