Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (434) | 15 октября 2012г.
 

Стройка ради стройки

Группа «Ренова» построит новый аэровокзал в Курумоче в полутора километрах от действующего

Сергей Ромашов

5 октября с рабочим визитом Самарскую обл. посетил советник президента РФ, экс-министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН. Он побывал и в ОАО «Международный аэропорт Курумоч» (МАК), где ему был презентован проект строительства нового аэровокзального комплекса вдали от действующего аэровокзала. Ранее ОАО «Корпорация развития Самарской обл.» и ГК «Ренова» Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА заявляли о планах реконструкции существующего аэровокзала. Чем вызвана кардинальная смена планов — остается неясным, равно как и будущее существующей инфраструктуры. У экспертов вызывают сомнения целесообразность, эффективность и сроки реализации проекта.

8 октября в ответе на официальный запрос «Хронографа» пресс-секретарь МАК Елена Давыдова раскрыла некоторые подробности проекта нового аэровокзального комплекса вместо действующего аэропорта Курумоч. Планируется, что объект будет построен до конца 2014 г. Программа, разработанная холдингом «Аэропорты регионов», входящего в состав ГК «Ренова», предусматривает строительство к этому времени нового пассажирского терминала площадью не менее 35 тыс. кв. м. Предполагается, что в дальнейшем площадь пассажирского терминала при необходимости может быть увеличена, а кроме того, будут построены новая гостиница, бизнесцентр, многоуровневый паркинг и железнодорожный терминал. Пропускная способность нового пассажирского терминала составит более 3,5 млн человек в год. В настоящее время услугами аэропорта пользуется около 1,5 млн человек в год.

Поисками инвестора реконструкции аэропорта Курумоч занимался основной акционер МАК -ОАО «Корпорация развития Самарской обл.». Для участия в отборе поступили заявки от шести инвесторов. Рабочая группа по отбору инвестора 5 сентября 2011 г. признала прошедшими отбор заявителями ОАО «Аэропорт Кольцове», входящего в ГК «Ренова», отказав ООО «Базэл Аэро», ООО «Новапорт», ООО «Волжское небо» и ЗАО «Холдинг ВТБ Капитал». В январе 2012 г. был заключен договор с ОАО «Аэропорт Кольцове». Соглашение подписали генеральный директор ОАО «Корпорация развития Самарской обл.» Ольга Серова и представитель инвестора — генеральный директор ОАО «Аэропорт Кольцове» Евгений Чудновский.

К настоящему моменту выбран и основной проектировщик на строительство нового пассажирского терминала. Им стало ООО «Спектрум-Холдинг» в консорциуме с немецким архитектурным бюро WP ARC. К марту 2013 г. планируется завершить работы по проектированию и получить заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектную документацию.

По информации пресс-службы МАК, стоимость строительства только аэровокзала оценивается в 5 млрд р. В качестве источников финансирования называются кредиты, собственные средства аэропорта Курумоч, средства инвестора, а также бюджет Самарской обл. на условиях софинансирования. Информацию об объемах финансирования проекта «Реновы» бюджетом Самарской обл. на момент сдачи номера в областном правительстве получить не удалось.

На сегодняшний день проект нового аэровокзального комплекса выглядит достаточно амбициозно, однако целесообразность его строительства вдали от действующего аэропорта Курумоч вызывает вопросы. Действующий комплекс обладает необходимой инфраструктурой и может быть модернизирован, что обойдется в меньшую сумму, чем строительство нового с обустройством всех коммуникаций. Кроме того, федеральное правительство уже финансирует реконструкцию взлетно-посадочной полосы, которая должна быть закончена к концу 2013 г. Перенос аэровокзала потребует дополнительных затрат из федерального бюджета на изменение схемы рулежных дорожек и строительство нового перрона. А это, в свою очередь, приведет к удорожанию проекта реконструкции топливно- заправочного комплекса.

Также пока неясен вопрос со статусом земель, на которых «Ренова» планирует строительство. В МАКе сообщили, что земля в долгосрочной аренде аэропорта, но по информации «Хронографа», участков, арендатором которых значится аэропорт Курумоч, вокруг аэропорта нет.

Отдельно в проекте оговаривается, что строительство дороги к новому аэровокзалу планируется за счет бюджета Самарской обл. Сколько потребуется времени на разработку проекта новой трассы и ее строительство, пока неясно. На момент сдачи номера «Хронограф» не получил ответов на запросы от заинтересованных лиц — инвесторов проекта и облправительства.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

«...в Инвестиционном соглашении закреплены обязательства Инвестора реконструировать существующий терминал, причем некоторые работы уже начаты (произведен ремонт ряда помещений аэровокзала; запущен в эксплуатацию зал повышенной комфортности, расположенный на первом этаже терминала вылета внутрироссийских и международных рейсов; планируется размещение второй ленты выдачи багажа в терминале прилета международных рейсов и т.д.). После перевода основной деятельности аэропорта в январе 2015 г. в новый пассажирский терминал существующий аэровокзал будет полностью реконструирован».

Из ответа ОАО «Корпорация развития Самарской области» на запрос «Хронографа»

Комментарии

Елена ДАВЫДОВА, пресс-секретарь ОАО «Международный аэропорт Курумоч»

- Сейчас ведется комплекс работ по выполнению инженерных изысканий для проектирования нового пассажирского терминала. В соответствии с условиями подписанного соглашения на проектирование нового пассажирского терминала разработан альбом эскизных планировок, содержащий в т. ч. сведения об основных технологических характеристиках терминала. В настоящее время в завершающей стадии находится работа по согласованию конкретных технологических помещений для размещения служб аэропорта и контролирующих органов. Кроме того, подписано соглашение на разработку проекта санитарно-защитной зоны аэропорта Курумоч, который будет необходим для представления в составе документов на государственную экспертизу проекта нового пассажирского терминала.