28 сентября председатель регионального отделения партии «Правое дело» (ПД) в Самарской обл., член федерального политического совета ПД Александр НЕРОНОВ сделал ряд заявлений, касающихся земельного вопроса. Сейчас реготделение ПД выходит с соответствующей инициативой в адрес губернатора Самарской обл. Николая МЕРКУШКИНА, председателя Самарской губернской думы Виктора САЗОНОВА. Подготовлен и законопроект, который в ближайшие дни будет направлен в соответствующие государственные и местные органы власти. Об этом Александр Неронов рассказал в интервью «Хронографу».
- Александр Эдуардович, с чем в настоящее время столкнулось бизнес-сообщество при оформлении прав на земельные участки? - Дело в том, что, в соответствии с нормами земельного законодательства, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной, соответственно, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Определение цены выкупа таких участков должно осуществляться на основании соответствующего порядка. До утверждения такого порядка цена выкупа земельных участков устанавливается в размере кадастровой стоимости. Однако Федеральным законом от 25 октября 2001 г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» был предусмотрен т. н. льготный период выкупа земельных участков. Так, до 1 июля 2012 г. собственники зданий, строений, сооружений приобретали такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации исходя из размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В среднем, в зависимости от ставки земельного налога, цена выкупа земельного участка до 1 июля 2012 г. составляла от 10% до 20% от его кадастровой стоимости. Однако такой «льготный» период закончился 1 июля 2012 г., а соответствующий порядок определения цены выкупа земельных участков так и не был утвержден. С этого момента цена выкупа земельных участков устанавливается в размере кадастровой стоимости. Таким образом, стоимость цены выкупа таких земельных участков увеличилась в несколько раз. - К каким последствиям может привести сложившаяся ситуация? - При таких обстоятельствах не только бизнес понесет соответствующие издержки. Учитывая размер кадастровой стоимости земельного участка, иногда в разы превышающий стоимость рыночную, | | учитывая отсутствие соответствующего порядка определения цены выкупа земельных участков, спрос на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занятых зданиями, строениями, сооружениями, резко упадет, что повлечет за собой резкое снижение поступления соответствующих денежных средств в соответствующие бюджеты. - Каким вы видите решение сложившейся ситуации? - Считаю, что в настоящий момент, как на региональном, так и на местном уровне необходимо в срочном порядке разрабатывать и утверждать соответствующий порядок определения цены выкупа земельного участка. - Каковы предложения ПД по решению данного вопроса? - В настоящее время региональным отделением партии подготовлен соответствующий законопроект, в ближайшие дни он будет направлен в виде законодательной инициативы в адрес соответствующих государственных и местных органов власти. - Что предусматривает предлагаемый вами законопроект? - Мы предлагаем определить стоимость выкупа земельных участков равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Мы считаем, что установление такого размера цены выкупа уравновесит интересы и бизнес-сообщества, и власти. Кроме того, считаю необходимым обратить внимание на тот факт, что определенный процент земель на территории Самарской обл. зарегистрирован за Российской Федерацией, в связи с чем правами на распоряжение такими земельными участками обладает соответствующий государственный орган — Территориальное управление Росимущества. А это уже федеральный уровень, и принятие соответствующего порядка определения цены выкупа участков необходимо решать с уполномоченным органом государственной власти -Министерством экономического развития Российской Федерации. | | И мы будем обращаться с данной проблемой непосредственно к руководству партии, для того чтобы решать этот вопрос на федеральном уровне. - К каким еще негативным проявлениям приводит сложившаяся ситуация, а также другие спорные моменты в земельном законодательстве? - Право собственности граждан и юридических лиц на землю закреплено на законодательном уровне. Однако в силу многолетнего пренебрежения к праву у граждан сформировался устойчивый правовой нигилизм. При этом следует учитывать, что сделки с землей и другой недвижимостью по своей сути являются перераспределением собственности законным путем. Они определяются волей как частных лиц, так и хозяйствующих субъектов, служат их интересам. Но частноправовая природа сделок с недвижимостью не должна заслонять их общественной значимости. На практике же, как по всей России, так и в Самарской обл., Самаре, Тольятти, Сызрани, сельских районах неоднократно отмечались факты, которые можно охарактеризовать как махинации с землей. Естественно, что в каждой такой истории находились свои заинтересованные стороны. Условно говоря, финансово-промышленные группы и чиновники. Бороться с этим можно только установлением четких и равных для всех правил игры на этом рынке, жестким контролем за их исполнением. А пробелы в законодательстве, особенно на фоне слабой работы надзорных органов, прямо провоцируют нарушения, преступления в сфере оборота земли. В этом смысле наша инициатива не просто своевременна, но и крайне актуальна. Будем прилагать все усилия для исправления ситуации. В настоящее время и губернатор, и органы государственной власти Самарской обл. открыты для диалога, что позволяет нам предлагать и обсуждать различные проблемы региона, в т. ч. в сфере земельных отношений. Совместными усилиями мы можем сделать гораздо больше. По нашему мнению, решение названных вопросов должно быть выгодно и правительству региона, и муниципалитетам, и гражданам, и предпринимателям. Естественно, делать это нужно в оперативном порядке, в т. ч. исходя из того, что именно сейчас просчитываются бюджеты 2013 г. Недавно о принципах формирования бюджета 2013 г. говорил губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин. Главными принципами он назвал оптимизацию существующих расходов и наведение порядка в финансах. Причем губернатор указал, что цели этого могут быть только стратегические, обеспечивающие новый статус региона и новые возможности для людей. В этом с губернатором мы абсолютно согласны. |