Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (428) | 3 сентября 2012г.
 

Манипуляции с мусором

В способности Эколайна выполнять условия контракта возникает все больше сомнений

Егор Кошеров

На прошлой неделе стало известно об итогах работы тольяттинского подрядчика ООО «Эколайн» по уборке отходов с мест их несанкционированного размещения в Самаре в июле 2012 г. По сравнению с июнем фирма попыталась отчитаться за вывоз в десять раз большего количества мусора, однако ей вновь не удалось представить заказчику соответствующие требованиям исполнительные документы. При анализе ситуации возникает ощущение, что Эколайн для соблюдения сроков контракта ищет пути для сдачи несуществующих работ. Такой подход, если он имеет место, ставит под вопрос не только эффективность расходования бюджетных средств, но и санитарное состояние нескольких районов города.

О ходе работ по ликвидации несанкционированных свалок в Самаре во второй месяц лета отчитался городской департамент благоустройства и экологии (ДБЭ). Выяснилось, что по состоянию на конец июля сдача-приемка работ по месту их проведения была произведена Эколайном только по 14 объектам с общим объемом вывезенных отходов 44211 куб. м. При этом исполнительная документация — акты освидетельствования выполненных работ, представленные заказчику в лице ДБЭ по 129 объектам, — была возвращена подрядчику на доработку по причине отсутствия прилагаемых материалов. В частности, в документах не было копий талонов сдачи отходов на полигоны, фотоматериалов с привязкой к местности до и после выполнения работ по вывозу мусора. Устранять указанные нарушения Эколайн, судя по всему, не торопится. На конец июля исполнительная документация с учетом доработок не была представлена ни по одному объекту производства работ. Также на конец июля ни по одному объекту в ДБЭ не поступила отчетная документация по формам КС-2 и КС-3. Это ставит под сомнение выполнение контракта.

Показательно и то, что недостатки в документации Эколайна были обнаружены уже повторно. Так, 29 июня отчет о работах в рамках муниципального контракта №78/12 от 10 мая 2012 г. в ДБЭ были поданы документы на приемку работ лишь по 11 объектам с общим объемом вывезенных отходов 4585 куб. м. Проверка документов, подписанных представителями районных администраций, была завершена департаментом 12 июля.

«В результате проверки в представленной отчетной документации были выявлены нарушения, в связи с этим вся документация была возвращена подрядной организации для доработки и устранения недостатков», — сообщили тогда в мэрии (см. «Хронограф» №27 (426) от 23.07.12). Т. е. Эколайн, заведомо зная, каким образом заказчик ведет приемку работ, тем не менее вторично не смог надлежащим образом оформить пакет документов для проверки.

Причины ошибок Эколайна, равно как и нехватка времени их исправлять, могут состоять, к примеру, в том, что компанию при ее темпах работы с лета начали сильно поджимать сроки. Так, до 1 июля подрядчик якобы успел вывезти чуть больше 3,6% от общего объема мусора (125 тыс. куб. м), который надо убрать с городских улиц до 1 ноября. В июле Эколайн ускорился и попытался отчитаться за вывоз в десять раз большего количества отходов (44211 куб. м). Это примерно 35% от всего запланированного контрактом к уборке мусора. На вывоз этой доли пришлось потратить почти 2,5 месяца. Принимая во внимание, что за оставшиеся три месяца нужно удалить еще 80789 куб. м отходов, можно сделать вывод, что Эколайн опаздывает весьма прилично.

С другой стороны, возникает подозрение, что непредставление Эколайном нужных документов в ДБЭ обусловлено фиктивностью работ по вывозу мусора с большинства из 129 объектов. Иначе говоря, отсутствие материалов могло быть вызвано тем, что подрядчику нечего было сдавать на полигон и фотографировать. Следовательно, рост объема вывоза в июле мог происходить только на бумаге, ведь необходимости де-юре до конца октября отчитаться за сделанные работы пока никто не отменял. Если это так, то по итогам августа можно ожидать отражения в исполнительной документации еще более существенных объемов удаления отходов при незначительном размере фактического вывоза.

Данный подход, напоминающий мошенничество, как правило, влияет на эффективность расходования бюджетных средств. В случае с Эколайном, помимо всего прочего, может серьезно пострадать санитарное состояние нескольких районов города.

Опасения наблюдателей подтверждаются реакцией глав районов Самары на просьбу прокомментировать итоги работы Эколайна в первые два месяца лета. Ответы, поступившие от глав администраций Красноглинского, Октябрьского и Железнодорожного р-нов, свидетельствуют об их нежелании освещать ход работ по ликвидации стихийных свалок на вверенных им территориях. Вероятно, главы напуганы тем, что подписанные их подчиненными исполнительные документы Эколайна были забракованы в ДБЭ.

Невозможно исключать того, что Эколайн будет и в дальнейшем пытаться закрыть многомиллионный контракт. Возможно, что для этого будут задействованы различные ресурсы. Однако в ситуации, когда исполнитель уже неоднократно пытался избежать полной процедуры отчетности по работам, предусмотренной контрактом, неожиданное полное исполнение контракта может привлечь внимание со стороны правоохранительных органов. Поскольку это может выглядеть не только как подлог документов, но и как неэффективное расходование бюджетных средств.

Комментарии

Сергей ПИМЕНОВ, руководитель управления информации и аналитики администрации г. о. Самара

- Работы, выполненные не в соответствии с условиями контракта или включенные в акт о приемке выполненных работ без приемки их заказчиком на месте их выполнения, заказчиком не принимаются и не оплачиваются.

Юрий КИСЕЛЕВ, глава администрации Железнодорожного р-на г. о. Самара

- Поставленные вопросы касаются деятельности сторонней организации, которая в договорных отношениях с администрацией Железнодорожного р-на не состоит. В данном случае оценка деятельности ООО «Эколайн» выходит за пределы компетенции администрации района.