Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (428) | 3 сентября 2012г.
 

Пробует на крепость

Русин решил потягаться с властями Октябрьска

ИА «Центр-Инфо»

31 августа в Октябрьском городском суде состоялось судебное заседание по рассмотрению иска местного общественника и предпринимателя Виктора РУСИНА к Территориальной избирательной комиссии (ТИК) г. о. Октябрьск. Исковые требования Русина касаются назначения и проведения выборов главы г. о. Октябрьск.

В соответствии с уставом г. о. Октябрьск глава Октябрьска избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет. Последние выборы главы были проведены 14 октября 2007 г. Сергей Родионов был избран в ходе повторного голосования 28 октября 2007 г. В должность главы Октябрьска Сергей Родионов вступил не ранее конца октября 2007 г. Соответственно, и истечь его полномочия должны в этот же день в 2012 г. Однако в настоящее время предварительной датой выборов главы Октябрьска определено 10 марта 2013 г.

Решением от 7 августа 2012 г. Октябрьский городской суд отказал Виктору Русину в удовлетворении иска «о назначении выборов главы г. о. Октябрьск, полномочия которого заканчиваются в октябре 2012 г., по истечении пятилетнего срока нахождения на посту». По мнению общественника, данное решение суда основывалось на разъяснениях Самарской губернской думы, избирательной комиссии Самарской обл. и показаниях ТИК Октябрьска о принятом едином дне голосования.

Русин апеллирует к ФЗ №67 от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Он считает, что данная норма не может быть применена. В своем исковом заявлении Русин написал: «5 абзац п. 1 ст. 82 данного закона утверждает: «Выборы в органы местного самоуправления, сроки полномочий которых продлены или сокращены, должны быть проведены до 1 ноября 2005 г.». Тем самым закон определил период, в течение которого срок полномочий главы может быть продлен либо сокращен для проведения выборов в единый день голосования в марте».

Также Русин добавил: «Эта норма ранее не была применена, а в настоящее время продление срока полномочий главы, избранного по окончании данного периода, может быть принято лишь в соответствии с п. 2 ст. 82 «О продлении полномочий органов местного самоуправления», п. 9 ст. 81.1 «О порядке применения ст. 10 «Назначения выборов» Федерального закона №67, с принятием соответствующего закона субъектом РФ».

Кроме того, Виктора Русина не убедили и разъяснения ТИК Октябрьска о необязательности издания специальных нормативных правовых актов для продления полномочий главы Октябрьска и переноса выборов на март 2013 г.

С решением суда от 7 августа 2012 г. Русин не согласился. До вступления этого решения в законную силу он обратился с апелляционной жалобой в Самарский областной суд. Судебное заседание по рассмотрению жалобы должно состояться в конце сентября 2012 г. Сам Виктор Русин считает, что «это может привести к необратимому процессу потери гражданских прав».

23 августа 2012 г. Виктор Русин обратился в суд с заявлением «о назначении и проведении выборов главы ТИК г. о. Октябрьск в соответствии с действующим законодательством в связи с различием сторон, назначающих выборы, а также оснований рассмотрения иска». Скорее всего, Русин имеет в виду, что эти выборы должны быть проведены осенью 2012 г. Хотя вряд ли это возможно.

Между тем в конце октября, по истечении календарных пяти лет полномочий Сергея Родионова, можно ожидать гораздо более интересного развития событий. П. 2 ст. 2 Закона СГД №112-ГД от 10 декабря 2003 г. однозначно говорит о том, что полномочия главы муниципального образования не могут превышать пяти лет (см. справку). П. 3 той же статьи гласит, что срок можно изменить решением регионального законодательного органа. Но эти изменения будут действовать для следующего главы. То, что происходит в Октябрьске сегодня, больше подходит под п. 4, но в нем идет речь о чрезвычайных ситуациях и военном положении. Вряд ли работу (точнее бездействие) представительного органа можно отнести к этим понятиям. Наконец, п. 5 однозначно предписывает, что даты проведения выборов должны обеспечивать соблюдение сроков полномочий глав.

В пользу Родионова говорит п. 7 ст. 24 Устава г. о. Откябрьск: «Полномочия главы городского округа начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы городского округа». Однако это уже напоминает прямое противоречие правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Впрочем, проверить это можно будет уже в ноябре. Для этого придется оспорить в суде любой акт, подписанный Родионовым по окончании календарного срока его полномочий.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Закон СГД № 112-ГД от 10 декабря 2003 г.

Статья 2. Выборы главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления

2. Глава муниципального образования, другое выборное должностное лицо местного самоуправления избирается на срок, установленный уставом муниципального образования. Устанавливаемый уставом муниципального образования срок не может составлять более пяти лет.

3. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующего главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления не допускается. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного уставом муниципального образования срока, на который избирается глава муниципального образования, другое выборное должностное лицо местного самоуправления, может применяться только к главе муниципального образования, другому выборному должностному лицу местного самоуправления, избранным на выборах, назначенных после официального опубликования такой нормы.

4. Если срок полномочий действующего главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то данный глава муниципального образования, другое выборное должностное лицо местного самоуправления исполняет свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления.

5. Выборы главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих должностных лиц местного самоуправления.

Комментарии

Виктор РУСИН, истец

- Судебное заседание состоялось, суд вновь отказал мне в удовлетворении заявленных требований. Я буду оспаривать это решение, как и предыдущее, в вышестоящей инстанции.