Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (427) | 30 июля 2012г.
 

Ликвидаторы

Действия кредиторов могут привести к остановке ОАО «ЭТМ»

Борис Кротов

23 июля в здании заводоуправления ОАО «Энерготехмаш» (ЭТМ) (г. о. Жигулевск) была зафиксирована попытка обыска. Эту попытку (вероятно, обусловленную необходимостью описания имущества) можно назвать уже третьей в истории ЭТМ. До этого предприятие пережило как минимум две акции, которые можно было бы квалифицировать как силовое воздействие на руководство и коллектив предприятия. Параллельно с этим в Арбитражном суде Самарской обл. набирает обороты процесс о несостоятельности ЭТМ. Совпадение этих процессов во времени позволяет предположить, что кредиторы предприятия всерьез настроены ликвидировать должника, хотя ЭТМ может нормально работать.

Последствия модернизации

Объем целевых займов на модернизацию ОАО «ЭТМ» у коммерческих банков составил порядка 1 мдрд р. Полное погашение кредитов должно было произойти в 2009 г. К середине 2008 г. объемы производства в натуральном выражении выросли в пять раз. Кризис, начавшийся осенью 2008 г., поставил предприятие на грань остановки. Заказы сократились почти в десять раз, а объем производства упал до уровня 2005 г.

В таких условиях обслуживание кредитов оказалось для производителя невыполнимой задачей. Обращения в банки (ОАО «Банк Зенит», ОАО «Сбербанк России», ОАО «МДМ Банк», ОАО «Банк ВТБ») с просьбой о реструктуризации задолженности закончились ничем. Навстречу предприятию пошел только один банк — ЗАО «Банк Сосьете Женераль Восток», реструктурировав задолженность почти в 400 млн р. Остальные поспешили заявить свои претензии предприятию производителю. Например, от «Зенита» последовала серия судебных исков, целью которых была продажа имущества ЭТМ.

Так или иначе, но, несмотря на позицию банков, в настоящий момент предприятие функционирует в прежнем режиме и его имущественный комплекс используется по назначению. К 2011 г. объем производства вышел на докризисный уровень, а численность коллектива превысила 1200 человек.

Добыли «Уран»

Интересы банков-кредиторов в процессе представляет конкурсный управляющий Алексей Рупчев, утверждение которого было пролоббировано в апреле 2012 г. силами ОАО «Банк Зенит» и ОАО «Сбербанк России». В настоящее время в судебном процессе решается вопрос о вступлении нового участника — ЗАО «Уран», который является правопреемником Банка «Зенит» в этом процессе.

Договор уступки права между ОАО «Банк «Зенит» и ЗАО «Уран» был заключен 26 июля 2011 г. Было бы вполне логичным, если бы в июле 2011 г. Банк «Зенит» устранился от участия в процессе, в свою очередь «Уран» стал бы участником банкротного дела. Что касается самой сделки цессии, то она, по неофициальным данным, была совершена с существенным дисконтом в пользу ЗАО «Уран». Хотя ЭТМ предлагал банку реструктуризацию, подразумевающую не только полный возврат долга, но и всех процентов по кредиту.

Сейчас стороны обязаны предоставить копии договора и доказательства получения «Зенитом» денежных средств от «Урана». Кроме документов, подтверждающих законность сделки Банка «Зенит» и «Урана», для участия в судебном процессе вызваны свидетели. «От ООО «ФинансЭксперт» поступило ходатайство о вызове в качестве свидетелей директора ЗАО «Уран» Мануйлова Павла Владимировича и старшего юрисконсульта ЗАО «Уран» Горатенкову Юлию Валерьевну», — говорится в определении Арбитражного суда Самарской обл.

1200 работников ЭТМ рискуют пополнить ряды безработных Жигулевска
1200 работников ЭТМ рискуют пополнить ряды безработных Жигулевска

Примечательно, что Юлия Горатенкова в деле о банкротстве ЭТМ выступает не только в качестве старшего юрисконсульта ЗАО «Уран». Также Горатенкова была представителем арбитражного управляющего Алексея Рупчева. Кроме того, есть достаточные основания полагать, что к банкротному процессу косвенно привлечены и бывшие сотрудники ОАО «ЭТМ». По этому поводу бенефициар ОАО «ЭТМ» Владимир Кожухов сказал: «Существуют опасения, что бывшие сотрудники ЭТМ, еще работая на предприятии, могли вести политику двойных стандартов. К примеру, Сергей Карамышев, По моему мнению, Срегей Карамышев, как наемный работник, не отличался особой чистоплотностью. Под его руковдством завод осуществлял явно убыточные поставки. Этому есть документальное подтверждение. Нами подготовлено и направлено соответствующее заявление в БЭП по тем фактам, которые мы обнаружили при аудите предприятия. Карамышев работал на ЭТМ с 2004 по 2007 гг. в роли исполнительного директора, имел абсолютный доступ к документам. Известно, что после увольнения с ЭТМ он работает в компаниях по торговле металлом, а потому не исключено, что он может координировать действия заинтересованных в захвате предприятия лиц. Кроме того, Карамышев находится в родственных связях с Павлом Мануйловым, директором «Урана». Из этого можно понять, насколько широк круг интересантов распродажи имущества ЭТМ.

Подставляют АВТОВАЗ

Действия кредиторов представляются нелогичными лишь на первый взгляд. Надо понимать, что невозврат основного долга и процентов по кредиту со стороны ОАО «ЭТМ» совпал во времени именно с финансовым кризисом. Московское руководство всех представленных в Самарской обл. банков стало обращать пристальное внимание на объем просроченной задолженности. Руководство регионального отделения Сбербанка в полной мере могло оценить последствия такого внимания. Не исключено, что мысли о будущем занимают и управляющего самарским филиалом ОАО «Банк Зенит» Сергея Алаева.

В этом случае продажа долга даже с существенным дисконтом представляется той мерой, которая могла бы улучшить положение с просроченной задолженностью именно во вверенном ему филиале. Кроме того, следует понимать, что восстановление платежеспособности должника, занимающегося промышленным производством, — процесс более длительный, нежели оперативное изъятие имущества завода и быстрая его продажа.

Правда, в этой ситуации есть один существенный нюанс. ОАО «ЭТМ» поставляет на ОАО «АВТОВАЗ» изделия, носящие эксклюзивный характер. Остановка ОАО «ЭТМ» неизбежно приведет к остановке конвейера автозавода. Кроме того, Самарская обл. потеряет рынок алюминиевых профилей, а г. Жигулевск получит еще тысячу безработных. Впрочем, подобные нюансы едва ли интересуют модераторов дела о несостоятельности. Тем более что реализуемый ими сценарий представляется наименее выгодным даже для самих кредиторов.

«В силовых акциях участвовали люди, которых мы вообще не знаем, но которые представлялись представителями кредиторов. Например, некий Зимин Дмитрий Евгеньевич. Когда я обратился к Сергею Алаеву с вопросом о мотивах действий кредиторов, он сообщил, что все важные вопросы решает некий Дмитрий Зимин» — сообщил Владимир Кожухов.

«Представители завода поехали в Москву и встретились с человеком, который представился Дмитрием Зиминым. О его официальной роли в процедуре банкротства нам неизвестно. Но этот человек сообщил, что является руководителем специализированной фирмы, которой «заказали» тему захвата ОАО «ЭТМ», используя ситуацию с банкротством. Заказчиков он не назвал, но предупредил, что ими будут использоваться все рейдерские технологии — СМИ, арбитражные суды, уголовное преследование, криминальное давление, административные и политические рычаги — т. н. классика жанра.

Также он сказал, что в Самаре у него есть представитель из бывших топ-менеджеров ОАО «ЭТМ» — Сергей Карамышев — и в юридической структуре ЗАО «Уран» — Павел Мануйлов. «Уран» по договору цессии выкупил долг ОАО «ЭТМ» у «МДМ-банк» и Банка «Зенит» с большим дисконтом. Призывы к тому, что их действия могут остановить АВТОВАЗ и другие заводы из-за непоставки продукции, были бессмысленны. Ответ один: «Нам все равно», — сообщил Артем Кожухов. Подобное безразличие легко объясняет все, что происходит с ЭТМ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Ирина АСТАШИНА, председатель профкома ОАО «ЭТМ»

- 25 июля 2012 г. в районе 11 часов утра на центральной проходной завода появилась группа людей в штатском в количестве 6-7 человек в сопровождении отряда ОМОН из 14-16 человек, вооруженных автоматами. Как позднее выяснилось, это были сотрудники полиции из Тольятти — следователь ГСЦ Яшин А.А., оперативные работники УВД С. Оти-нов, Тимофей Симонов и др. К ним вышли адвокат И.А. Бояхчан, руководитель охраны завода Ситникова В.А. и я.

Диалог со следователем Яшиным А. А. вела Бояхчан И. А., пытаясь выяснить, что хотят полицейские и с какими документами они пришли. Разговор длился около полутора часов, и я поняла, что предъявляемые полицейскими постановления как-то не очень соответствуют закону. Тут же на ходу они что то исправляли по требованию адвоката. Следователь Яшин А. А. каждые 5-7 минут выходил на улицу и с кем-то консультировался по телефону.

Подъехала съемочная группа с телевидения Жигулевска и журналисты из газеты «Жигулевский рабочий». Это почему-то вызвало у полицейских явное раздражение. Они агрессивно пытались запретить съемки и не отвечали на вопросы журналистов. Я спросила у С. Отинова: «Почему вы так себя агрессивно ведете?» Он ответил: «Вы нас провоцируете». На мой вопрос, чем и на что мы их провоцируем, ответа не последовало.

С постановлениями на обыск вопрос как-то утрясли, и полицейские в сопровождении ОМОНа прошли на территорию завода. Вел их по территории представитель Сбербанка. Группа захвата осмотрела цех алюминиевого производства, затем посетила штамповочное производство, заходила еще в складские помещения. Да, кстати, на все просьбы пройти пятнадцатиминутный инструктаж по технике безопасности, расписаться и одеть каски, т. к. идут в действующее производство, последовал категорический отказ. Видимо, полицейским закон не писан. А ведь из-за них серьезно мог пострадать ответственный за технику безопасности, если бы с ними что-нибудь случилось. Я спросила, для чего ходят по работающим цехам люди с автоматами, ведь это нервирует рабочих. В ответ — молчание. Видимо, это было средство психологического давления на коллектив. Но эффект был обратным. Люди и так к полиции относятся с большим недоверием и настороженностью, а тут был прямо взрыв возмущения. В итоге изъяли часть документов из архива по кадровому учету, бухгалтерии и т. п., что-то изъяли из документации предприятия-аудитора завода. И в районе 21 часа покинули территорию.