Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (427) | 30 июля 2012г.
 

Ищук — Швидак:

Время меняться местами

Егор Кошеров

Обновление исполнительной власти в Самарском регионе может повлечь возврат к активной деятельности на его территории многих ушедших за последние пять лет в тень представителей крупного бизнеса. Одним из тех, кто имеет хорошие шансы на реванш, является член совета директоров ОАО «Универсальное бурение» Андрей ИЩУК. Сейчас Ищук, похоже, полон решимости забрать буровой холдинг ОАО «ВБМ-Групп» у нынешних бенефициаров в лице Александра ШВИДАКА и ряда его партнеров. Швидак, возвышение которого совпало с временным затмением Ищука, сильно рискует утратить свое положение.

Факты

17 августа в Арбитражном суде Самарской обл. состоится предварительное судебное заседание по требованию ОАО «Дрогобычский долотный завод» (ДДЗ, г. Львов, Украина) о принудительном взыскании с ОАО «Волгабурмаш» (ВБМ) свыше 11 млн р. Таким показательным образом истец намерен признать и привести в исполнение решение Международного коммерческого арбитражного суда при ТИП Украины. Оба предприятия номинально подконтрольны ВБМ-Групп. На деле львовский завод мог давно выйти из подчинения холдинга из-за активизации Андрея Ищука и лояльных ему сотрудников ДДЗ.

Первый раунд противостояния между бывшими и нынешними собственниками ДДЗ стартовал осенью 2010 г. Украинский информационно-аналитический портал «УкрРуд-Пром» сообщил о признании ДДЗ банкротом в открытом письме ВБМ-Групп накануне этого события к президенту Украины Виктору Януковичу. В обращении ВБМ-Групп назвало главного кредитора предприятия — ООО «Универсальная буровая техника» (УБТ) — причастным к поглощению ДДЗ в октябре 2010 г. На выпад ВБМ-Групп ответил профсоюзный комитет ДДЗ, всегда имевший отличные отношения с Ищуком. В своем письме Януковичу профсоюзные лидеры высказали ряд встречных претензий к российским владельцам ВБМ-Групп, «дважды менявшимся на протяжении последних двух лет» (имелось в виду сначала приобретение холдинга структурами нынешнего сенатора от Самарской обл. Сергея Мамедова, а затем выкуп у Мамедова ВБМ-Групп лицами, связанными со Швидаком. – Прим. авт.). При этом в УБТ профсоюз видел «нового инвестора» предприятия, способного восстановить его нормальную работу. Об Ищуке говорили как об одном из учредителей УБТ (см. «Хронограф» №27 (426) от 23.07.12).

Судя по всему, о хороших лоббистских возможностях Ищука может говорить то, что выводов со стороны Киева в отношении ДДЗ не последовало, а значит, ситуация продолжила развиваться по сценарию, выгодному для экс-сенатора от Рязанской и Самарской обл.

Вскоре был нанесен еще один упреждающий удар по ВБМ-Групп. 1 марта 2011 г. в ходе таможенного досмотра долот, ввозимых из России от производителя ВБМ покупателю — ООО «Первая украинская химическая компания», было установлено, что долота изготовлены не в Самаре, а на ДДЗ, немедленно подтвердившем это. Согласно письму службы безопасности Украины, в досмотре принял участие эксперт -директор по качеству продукции УБТ Колодия А.Ю. (см. «Хронограф» №21 (374) от 6.06.11). Привлечение данного эксперта украинскими таможенниками вряд ли было случайным. Судя по всему, Ищук знал, где и как можно уличить своих оппонентов в реэкспорте в Украину долот, произведенных на ДДЗ, под маркой ВБМ, и, видимо, поделился

информацией и специалистом с госорганами. Нынешнее судебное разбирательство между ДДЗ и ВБМ, похоже, имеет целью продолжить расшатывание ситуации вокруг способов ведения ВБМ-Групп своего бизнеса.

Время для воздействия на позиции Швидака Ищук выбирает с гроссмейстерской точностью. В июне 2012 г. по итогам годовых собраний акционеров основные активы Швидака — ВБМ-Групп, ВБМ и аффилированное им ОАО «Самарский подшипниковый завод» (СПЗ) — вынуждены были констатировать существенные убытки.

Так, чистый убыток ВБМ-Групп приблизился к 242,5 млн р. Среди долгосрочных обязательств, появившихся у холдинга в течение 2011 г., значатся заемные средства в сумме 1,77 млрд р. Деньги, похоже, были выданы ВБМ-Групп структурами инвестиционного фонда Venture Investments&Yield Management (VIYM) для пополнения «оборотки» дочерних и аффилированных обществ. По сути, ни о какой реальной отдаче от указанных инвестиций речи не идет. Скорее ими закрыли несколько дыр в балансе, одновременно догрузив близкие ВБМ-Групп компании очередными долгами (см. «Хронограф» №22 (421) от 18.06.12). Такие «пробелы» способны ввести в уныние не только Швидака и его партнеров, но и потенциальных инвесторов в лице того же VIYM.

По крайней мере, создается впечатление, что фонд, еще весной 2012 г. интенсивно ведший переговоры о приобретении контроля над холдингом, сейчас скорректировал свою стратегию, заняв выжидательную позицию. Это может играть в пользу Ищука.

Мифы

Мифотворцы склонны к мнению, что в борьбе за ВБМ-Групп, не так давно занимавшего 83% российского рынка долот для нефтегазовой и 82% рынка долот для горнорудной промышленности, многое зависит от покровителей Ищука и Швидака, которые сами не прочь извлечь выгоду от деятельности холдинга. Соответственно, усиление либо ослабление позиций этих покровителей в Самарском регионе, считающемся базовым для ВБМ-Групп, может оказать решающее влияние на то, чьи представители будут управлять бизнесом.

Достаточно вспомнить хитрый ход, сделанный Ищуком в 2005 г., когда отношение к нему со стороны губернатора Константина Титова, до этого способствовавшего попаданию бурового магната в сенаторы, изменилось (см. «Хронограф» №19 (138) от 5.06.06). Однако Ищук пригласил в совет директоров ВБМ Игоря Путина — двоюродного брата президента РФ Владимира Путина. Позднее кузен президента вошел в органы управления еще нескольких знаковых для Ищука компаний (см. «Хронограф» №8 (272) от 10.03.09). Не исключено, что присутствие столь важной персоны на протяжении нескольких лет избавляло ВБМ-Групп от разных неприятностей.

Ищук и Путин закончили свое членство в совете директоров ВБМ одновременно — в феврале 2009 г. К этому моменту Ищук в связи с приходом на пост губернатора региона Владимира Артякова, похоже, успел испытать на себе значительное административное воздействие, помноженное на претензии налоговиков, а ВБМ-Групп на волне кризиса ликвидности был продан московскому бизнесмену Сергею Мамедову (см. «Хронограф» №43 (258) от 17.11.08). За покупками Мамедова, по мнению наблюдателей, стояла ГК «Ростехнологии», которая была озабочена на тот момент поисками менеджера, способного ради нее «таскать каштаны из огня». И тут на фоне пассивности Мамедова очень удачно подвернулся Швидак.

По одной из версий, Швидака рекомендовал вхожий в правительственные круги известный специалист в области автомобилестроения Николай Бех (см. «Хронограф» №27 (380) от 18.07.11), который мог быть знаком еще с покойным Игорем Швидаком, оставившим в наследство сыну «подшипниковую империю». По другой версии, на Швидака сделали ставку потому, что он согласился впустить московских и санкт-петербургских партнеров «Ростехнологии» в проект освоения территории под бывшим ГПЗ-4 в Самаре, сулящим хорошие дивиденды.

Так или иначе, но уже к весне 2009 г. контроль над ВБМ-Групп перешел к Швидаку и предпринимателю Вадиму Егиазарову. На пару они являются акционерами ОАО «Балтинвестбанк», выдающего очень много кредитов таким связанным с ним предприятиям, как СПЗ и предприятия холдинга ВБМ-Групп.

А вот выручка от реализации готовой продукции, похоже, отошла в распоряжение созданного в сентябре 2009 г. ЗАО «ВБМ — Буровые технологии» (ВБМ-БТ), предпочитавшего рассчитываться за отгруженный товар векселями (см. «Хронограф» №11 (410) от 26.03.12). Гарантом обеспечения этих бумаг, видимо, стал занявший в январе 2010 г. пост генерального директора ВБМ-БТ Дмитрий Артяков, сын Владимира Артякова.

Вскоре после появления Швидака предприятиям из ВБМ-Групп начали пророчить печальную судьбу (см. «Хронограф» №21 (374) от 6.06.11). Кредитная нагрузка на холдинг возрастала, а в отношении ряда входящих в него юрлиц запустили процедуру банкротства. Все это сопровождалось сокращением объемов производства долот и появлением разномастных торговых посредников, задерживавших деньги на своих счетах. Однако Швидак вместо разработки пакета антикризисных мер, по мнению мифотворцев, предпочел окунуться в столичную богемную жизнь и окружить себя новыми предметами роскоши. Попытки погасить часть долгов за счет истребования дебиторской задолженности у контрагентов разбились о выстроенную Андреем Ищуком схему зависимости производственных активов ВБМ-Групп от займов, выданных им офшорами (см. «Хронограф» №12 (411) от 2.04.12). Настроить Швидака на конструктивный лад не смогли даже обязательства перед сыновьями главы ОАО «РЖД» Виктором и Андреем Якуниными, руководящими проектами фонда VIYM в России. В итоге в эффективность такого образования, как ВБМ-Групп, сейчас верится с большим трудом.

Прогнозы

Время, проведенное вдали от своего детища, Ищук, вероятно, обратил себе на пользу. Помимо сохранения лояльных себе фигур в органах управления большинства входящих в ВБМ-Групп предприятий, экс-сенатору удалось заручиться поддержкой людей, близких к самому влиятельному на данный момент российскому нефтетрейдеру Геннадию Тимченко. Речь об Александре Рязанове и Анатолии Оружеве. Весной 2012 г. они вместе с Ищуком вошли в совет директоров ОАО «Универсальное бурение». Выходу Ищука на оперативный простор немало способствовала и майская замена Владимира Артякова на посту губернатора Самарской обл. Николаем Меркушкиным. В свете заинтересованности федерального центра в выводе рынка производства буровых долот на докризисный уровень опыт и навыки Ищука в этой области могут прийтись ко двору.

На фоне талантов Ищука Швидак смотрится довольно бледно. Можно сказать, что он не воспользовался шансом, предоставленным ему три года назад, хотя в его распоряжении имелись достаточные ресурсы. Судя по всему, потребность в менеджерах, подобных Швидаку, постепенно уходит в прошлое. А это может означать, что Швидак после перехода ВБМ-Групп под контроль новых инвесторов вряд ли получит больше стоимости акций холдинга, принадлежащих лично ему.

Цитата:

- Мой основной принцип — все должно делаться во благо завода. Поэтому мы постоянно модернизируем производство, рискуем (но расчетливо), если требуется, беремся за выполнение сверхсложных проектов, гибко используем финансовые инструменты, целенаправленно работаем с кадрами... Все рассматривается в комплексе. Мелочей нет. Не доработаешь в одном, даже малом деле, это эхом отзовется на всех участках производственного процесса. (Андрей Ищук, из интервью журналу «Волга-Бизнес», сентябрь 2004 г.)

«Говорят, что Швидак коллекционирует не только женщин, но и машины. Если в рабочее время Швидак предпочитает передвигаться на кортеже из Mercedes GL500, то для прогулок после работы ему приходится выбирать из терпеливо дожидающихся хозяина в гараже нескольких Porshe Cayenne и Bentley Brooklands». (Журнал «Город. Люди» №5 (71), июнь 2012 г.)