Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (422) | 25 июня 2012г.
 

Безнадзорные площади

Отследить исполнение новых требований закона будет некому

ИА «Центр-Инфо»

С 1 июля вступает в законную силу несколько новых требований, прописанных в ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Речь идет о запрете торговли крепким спиртным в помещениях, не превышающих 50 кв. м. Однако в Самарской обл. после существенного выхолащивания соответствующего регионального законодательства осенью 2011 г. осуществить контроль за этим будет крайне затруднительно.

Особое внимание в этом законе следует обратить на содержание первого и второго абзацев п. 6 ст. 16 «Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции» этого ФЗ. В них сказано, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, а также контрольно-кассовую технику. Для организаций, работающих в сельских поселениях, требования соответствующие. Им можно будет торговать только при наличии помещения не менее 25 кв. м и тоже только при наличии контрольно-кассовой техники. Эти меры можно отнести к комплексу мероприятий, призванных усилить борьбу с алкоголизацией населения. Все это наглядно демонстрирует поступательность действий органов федеральной власти, направленных на борьбу с ростом потребления алкоголя.

На этом фоне в Самарской обл. в последнее время можно наблюдать несколько иную тенденцию.

Далеко не все торгующие организации смогут уложиться в требование по минимальной площади
Далеко не все торгующие организации смогут уложиться в требование по минимальной площади

Так, например, 27 сентября 2011 г. Самарская губернская дума (СГД) приняла закон Самарской обл. №100-ГД «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской обл. и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Самарской обл. по вопросам государственного регулирования оборота алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее Закон ГД-100). 10 октября 2011 г. он был подписан и.о. губернатора Александром Нефедовым и спустя 10 дней после опубликования вступил в законную силу. В результате появления Закона 100-ГД были существенно изменены Закон Самарской обл. №2-ГД от 9 февраля 2006 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Самарской обл.» и Закон Самарской обл. №3-ГД от 31 января 2011 г. «О мерах по противодействию алкоголизации населения на территории Самарской обл.». Причем после внесения в этот закон изменений, он даже стал называться по-новому: «О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской обл.».

Два этих ключевых региональных закона регламентировали порядок лицензирования розничной торговли алкоголем, прописывали полномочия органов региональной и

муниципальной власти Самарской обл. в сфере регулирования оборота алкогольной продукции, полномочия в сфере противодействия алкоголизации населения области, порядок определения прилегающих территорий, на которых не допускается торговля алкоголем, порядок определения мест общественного питания, где разрешена торговля алкоголем и т. д. После внесенных в два этих закона изменений из них коренным образом были выхолощены все основные статьи, которые прописывали вышеназванные полномочия и порядки.

Совершенно не понятно теперь и то, каким образом с 1 июля в Самарской обл. можно будет отслеживать исполнение организациями розничной торговлей алкоголем требования к минимальному размеру торговых площадей. Ни в одном из нормативных и законодательных документов Самарской обл. сегодня не прописан механизм и порядок предоставления в лицензирующий орган достоверной информации именно о размерах торговой площади.

Выиграют от этого те, кто имеет такие площади и одновременно уверен в своей неуязвимости перед новым требованием закона. В последнее время в Самарской обл. можно было наблюдать активное развитие сети алкогольных магазинов «Горилка». В т. ч. и за счет открытия торговых точек в небольших помещениях. Стремительное расширение алкогольной розницы, открытие большого количества новых магазинов на всей территории Самарской обл. было бы сложно представить при наличии в регионе по-настоящему жесткого антиалкогольного законодательства. В этой связи кому, как не владельцам сети «Горилка», должны быть известны все нюансы изменения регионального и федерального законодательства в этой сфере за последнее время.