Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (422) | 25 июня 2012г.
 

Отдадут за долги

АВТОВАЗ лишится собственного перевозчика

Илья Ширтанов

21 июня Федеральная антимонопольная служба раскрыла информацию об удовлетворении ходатайства Госкорпорации (ГК) «Ростехнологии» о приобретении ОАО «АВТОВАЗТРАНС». Пока ABTOBA3TPAHC на 100% принадлежит ОАО «АВТОВАЗ». По всей видимости, у АВТОВАЗа отсутствуют другие способы погашения многомиллиардных займов, выданных ему Ростехнологиями.

Судя по отчетам ОАО «АВТОВАЗ», у предприятия по итогам I кв. 2012 г. имеются обязательства перед ГК «Ростехнологии» в размере около 54 млрд р. Ростехнологии — не единственная компания, перед которой у АВТОВАЗа имеются крупные финансовые обязательства. К примеру банк Societe Generale в 2009 г. прокредитовал АВТОВАЗ на EUR 171 млн.

Капитализация АВТОВАЗа на I кв. 2012 г. составляла 37,6 млрд р. Если учесть, что, согласно финансовой отчетности ОАО «АВТОВАЗ» по МСФО, предприятие за 2011 г. показало прибыль всего в 6,6 млрд р., можно прийти к выводу, что обязательства АВТОВАЗа перед Ростехнологиями мало чем обеспечены.

Акционерный капитал АВТОВАЗа разделен на 2 284 227 431 акций двух категорий. 22 июня привилегированные акции ОАО «АВТОВАЗ» торговались по цене примерно 6 р. за акцию. За обыкновенные акции предлагали немногим более 16,3 р. за 1 штуку. Подсчет показывает, что на 22 июня капитализация ОАО «АВТОВАЗ» составляла порядка 32,47 млрд р., что еще ниже показателя за I кв. 2012 г. Судя по всему, именно ввиду финансового положения АВТОВАЗа было достигнуто соглашение о пролонгации погашения займа размером 25 млрд р., выданного Ростехнологиями АВТОВАЗу в 2009 г., до 2032 г.

Приобретение АВТОВАЗТРАНСа — это не единичный случай передачи активов АВТОВАЗа в пользу Ростехнологии. 28 июня на ежегодном общем собрании акционеров ОАО «АВТОВАЗ» будет рассмотрен вопрос об одобрении сделки между АВТОВАЗа и ГК «Ростехнологии», связанная с реализацией 100% уставного капитала ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). ВМЗ был образован в конце 2011 г. на базе производства технологического оборудования и оснастки (ПТО) АВТОВАЗа.

По аналогии можно вспомнить сделки с продажей в пользу ООО «РТ-Энергоэффективность» (стопроцентная «дочка» Ростехнологии) трех стопроцентных дочерних обществ АВТОВАЗа — ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания». Эта продажа состоялась в декабре 2010 г. (см. «Хронограф» №1 (354) от 17.01.11). Все эти сделки шли в зачет погашения задолженности АВТОВАЗа перед Ростехнологиями.

Что касается ОАО «АВТВАЗТРАНС», то величина акционерного капитала компании на конец 2011 г. приближалась к 764 млн р. Выручка АВТОВАЗТРАНСа в 2011 г., по сравнению с 2010 г., выросла на 246 млн р. с 1,19 млрд р. до 1,44 млрд р. Вместе с тем, произошло снижение показателя прибыли со 104 млн р. до 89 млн р.

АВТОВАЗТРАНС считался основной транспортной компанией, обслуживающей АВТОВАЗ. То, что потеря данного актива вряд ли положительно скажется на котировках акций ОАО «АВТОВАЗ», выглядит вполне очевидно. Вместе с тем, открытым остается вопросе цены продажи АВТОВАЗТРАНСа.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.